Лифт сдвинется?

20 февраля 2014
0
673

Б.В.  ДеевБез всякого преувеличения я могу сказать: больше Б.В. Деева о лифтовом деле в нашем городе и области не знает никто. Это уж точно. И это не только в силу его профессиональной принадлежности – Борис Викторович возглавляет ТОО «Уральсклифт», он – настоящий энтузиаст дела, и взялся за его грамотную организацию еще в те времена, когда в Уральске не было ни одного хотя бы мало-мальски сносного предприятия по обслуживанию и ремонту лифтов. Хотя первые подъемные устройства в областном центре появились примерно в начале шестидесятых годов прошлого века. Если лифт был в каком-то учреждении или на предприятии, то соответствующего работника держала в своем штате его администрация. В жилом доме – тот, на чьем балансе он находился. Но в основном это были люди случайные, имевшие не очень прочную профессиональную подготовку.

– Нам уже двадцать восемь, и вот тут, – Борис Викторович протягивает мне пухлую темную папку, – собраны все публикации, какие появлялись о нас в печати, в том числе ваши четвертьвековой и более давности. Я даже помню их заголовки, например, «Звонок из.. лифта». Репортаж. Так?

Да, что-то припоминается. Сейчас никого не удивишь связью, её возможности широки. А тогда, во второй половине восьмидесятых минувшего века, когда и в помине не было никаких мобильных телефонов, даже заголовок газетного материала заинтриговывал. И было от чего прийти в изумление. Ведь как до этого было? Застрял человек в кабине и мог там просидеть долго. Он кричал, стучал, звал на помощь и порой безуспешно. Хорошо если лифтер окажется поблизости, а если нет? В общем, ничего хорошего в таких случаях, конечно, не было. Иногда непредвиденное заточение в лифтовой шахте длилось часами. Нововведение, о котором в восьмидесятые рассказала газета, поднимало лифтовое хозяйство города на качественно новый уровень. Во-первых, оно объединялось в одну централизованную автоматизированную систему управления с единым диспетчерским пунктом; во-вторых, значительно сокращался за ненадобностью штат лифтеров, что сулило существенную экономическую выгоду. В случае поломки достаточно было воспользоваться соответствующим переговорным устройством в лифтовой кабине и вызвать по указанному адресу дежурную бригаду электромехаников.

Был создан производственный участок и в Аксае. Правда, там уральские специалисты столкнулись с такой серьезной проблемой. Лифты были преимущественно чешские, да ещё старой модификации, о приобретении запасных частей к ним и говорить было нечего. Но решение задачи предприимчивыми производственниками все же было найдено – на заводе «Металлист» в Уральске наладили выпуск деталей первой необходимости.

Однако дальнейшее развитие было прекращено из-за разрушительных политических и экономических процессов в стране, поставивших «Уральск-лифт», как, впрочем, и большинство предприятий тех перестроечных лет, на грань выживания. Коллектив вскоре остался почти без работы – один за другим останавливались лифты в домах, и как-то реанимировать их в той обстановке всеобщей неразберихи и неопределенности, хронической нехватки денег не было никакой возможности.
– Пришлось заниматься несвойственным для нашего производства делом, – вздохнул Борис Викторович. – Как это в поговорке: не до жиру, быть бы живу. Изготовляли для населения и организаций двери, решетки, ограды. Искали заказчиков в других регионах республики. Это позволило нам в девяностые сохранить в значительной мере свои кадры, материально-техническую базу.
Пока лифты оставались «бесхозными», они, к сожалению, притягивали к себе нечистых на руку людишек, любителей цветных металлов, ведь лифты на одну треть состояли именно из них. Потом все это нелегально попадало на заготовительные пункты, кои в Уральске в те годы расплодились как грибы после дождя. Узлы и детали внаглую растаскивались даже с действующих подъемных устройств, которые пока еще обслуживались коллективом «Уральсклифта»! Пришлось, где еще можно было, принимать упреждающие меры. Устанавливались металлические решетки на окнах, двери в машинных помещениях.

Но вот самое трудное, самое худшее вроде бы уже было позади, и городские власти наконец-то озаботились наведением порядка в отрасли. Понуждали их заняться этим многочисленные жалобы со стороны населения. Специалисты ТОО «Уральсклифт» в 2001 году провели обследование имеющегося оборудования, составили все нужные акты и представили затем в акимат. Было расписано все: во сколько обойдется новое оборудование, запчасти к нему, монтаж и установка, а также обслуживание. Однако властям города услуги предприятия, существовавшего на данном рынке уже полтора десятка лет, почему-то показались необоснованно дорогими. И было решено: создать «Горлифт», такую же специализированную организацию, но коммунальной собственности. С финансовой поддержкой из городского бюджета. Борис Викторович недоумевает, зачем, мол, было создавать ещё одно аналогичное предприятие, когда уже функционировали два частных. Средства бюджетные, считает он, тратились не столько на восстановление лифтового хозяйства, сколько на зарплаты сотрудников и прочее жизнеобеспечение новой хозяйственной структуры. Но даже выделяемого было явно мало, и через год – другой администрация «Горлифта» стала жаловаться на финансовые затруднения, прося от акимата больше внимания к себе, больше помощи. Или – хотя бы присоединения к какой-нибудь более крупной и состоятельной организации.

Просуществовав таким образом более десяти лет, «Горлифт» не оправдал возлагавшихся на него руководством города надежд и около года назад… приказал долго жить. И в настоящее время то, что без всяких церемоний когда-то забрали у «Уральсклифта», вновь возвращается к нему. Я поинтересовался у собеседника планами на будущее и заметил, что мой вопрос поставил его в сильное затруднение.

– Планы, планы, – повторил он, – трудно говорить о них, когда не очень четко представляешь, что будет завтра или послезавтра. Одно только знаю: нам предстоит выполнить огромную работу. Точно даже неизвестно сколько вообще сейчас в городе лифтов – 700-800 или больше. Многие из них нуждаются или в основательном ремонте, или вообще в замене на новые. Какая помощь нам нужна? Вы знаете, самая лучшая помощь – это чтобы нам не мешали, не ставили палки в колеса. За три десятка лет со стольким мы столкнулись, столько пережили, что об этом можно еще долго говорить. Но, конечно, – продолжил Б. В. Деев, – многое будет зависеть от наличия денег. А они нужны немалые: только на замену одного лифта требуется в среднем шесть-семь миллионов тенге.

– А что разрекламированная в свое время программа модернизации жилья? Разве нельзя эту важную часть вашей работы выполнить в её рамках?

– Можно, конечно. Но на деле программа, вернее ее реализация, почему-то сильно пробуксовывает. На сегодня новыми лифтами на деньги, выделенные государством в рамках сей программы, обзавелись пока жители лишь двух жилых домов – по улице Курмангазы, 38 и Молдагуловой, 9. Тут есть еще одна закавыка. В некоторых домах давно живут большей частью уже не сами владельцы квартир, жилплощадь сдается ими внаем. Сами же хозяева проживают нередко за пределами Казахстана. С квартирантами столь важный вопрос как замена и установка лифта не решишь. Такая ситуация, например, у нас с домом № 121 по Евразии. В нем на восьмом этаже живет инвалид-колясочник Галя. Лифт у них весь растащен по частям, восстановлению не подлежит. Галя не раз слезно просила меня помочь ей, чтобы она могла хоть иногда покидать свое жилище, бывать на свежем воздухе. Но это не в моих силах. Я здесь ничего не могу сделать без истинных хозяев дома, им решать в конце концов, что и когда они хотят иметь у себя.

Мне показывают фотографии, на которых запечатлено все то, что «Уральсклифту» досталось от бесславно канувшего в Лету «Горлифта». Показывают с болью и возмущением, и я то и дело слышу слово «развал».

…Деев не был бы Деевым, если бы только сидел и жаловался на всякого рода трудности. В последние годы он был озабочен тем, как эффективнее покончить с любителями халявы в их деле. Оказывается, среди регулярно пользующихся лифтами по месту жительства находится немало таких, кто не привык платить за это удовольствие. Из-за этого то и дело страдали другие, когда за долги энергетики обесточивали лифтовое оборудование. И недавно, в 2012 году, кажется, было найдено очень действенное средство в борьбе с домовыми «зайцами». Борис Викторович показывает мне маленькую вещицу, которая вполне может уместиться на детской ладошке. Прибор, изготовленный в Германии, весьма дорогой, но овчинка, что называется, стоит выделки. Без соответствующего магнитного ключа или пластиковой карты к лифту – ни-ни! Поневоле «зайцу» приходится переквалифицироваться в добропорядочного гражданина и помнить о том, что за все, чем мы пользуемся, надо платить. За короткий срок удалось около пятидесяти лифтов в городе оснастить такой умной импортной электронной начинкой. Вроде бы мелкий предмет лежал передо мною, в другое время попадись он мне на глаза – прошел бы мимо, не обратив никакого внимания. А теперь что-то подсказывало мне: «лифтовые» дела пошли на поправку, правда, процесс обещает быть долгим и нелегким.

Профилактический осмотр оборудования

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top