Импрессинг Максута Мурзагалиева

5 июня 2014
0
911

Он часто сидел в… яме, вырытой отцом, что шокировало селян. Ему трудно было дышать; ослабленный и недомогающий, он словно обретал второе дыхание в чуть влажной земле. И впрямь, чего не сделаешь ради спасения сына, поговаривали соседи, двое-то его одногодок ушли в мир иной. Тот, 53-й год выдался тяжелым: зимой дома по самые крыши засыпало снегом, а летом нещадно палило солнце. Мальчик переболел всеми детскими болезнями, страдал лунатизмом, близкие волновались за его здоровье. Видимо, его отец считал землю не только кормилицей-поилицей, но и матерью родной, у него к ней было особое отношение, которое он и передал сыну Максуту Мурзагалиеву.

Обетованными уголками называет Максут Кубаисович места, где прошло его детство близ поселка Социализм, что на речке Барбастау. Кстати, и в ней он дважды тонул, однако Аллах милостив, говорит, выкарабкался. Затем семья педагогов переехала в поселок Красная школа, где он учился в легендарной, с одноименным названием школе, строительство которой инициировал просветитель Ибрай Алтынсарин и откуда вышли известные деятели и революционеры.

Достопримечательностью этого края является и Сауркин яр, поражающий обилием змей, наблюдать за которыми в брачные периоды весьма опасно. Во время спаривания змеи собираются в огромный клубок, хаотично движущийся по земле, и не дай бог кому-то оказаться поблизости, последствия могут быть самыми тяжелыми. Однако именно этот нюанс и подстегивает любителей природы и острых ощущений побывать на Змеиной горе. «Есть там и биологический памятник «Дубрава», где растут дубы, редкие растения, поля ландышей! – с восхищением вспоминает он. – Детьми мы ходили собирать землянику к двум большущим тополям, между которыми протекал ручей. Брали с собой хлеб, рвали дикий чеснок и это лакомство запивали родниковой водой. Прекрасное было время! Когда мы перебрались в Аксуат, вниз по течению Урала, я уже был в подростковом возрасте и физически окрепшим. Нашел у отца самодельную карту землепользования и приносил ее в школу похвастаться перед ребятами. Читая книгу «Обсерватория в дюнах», где у героя была любовь, и испытывая нечто подобное к девочке, представлял, как вырасту и у меня будет своя лаборатория. Почему подробно говорю об этом, объясню чуть позже. Когда мы писали сочинение на тему, кем ты хочешь стать, кто-то написал – врачом, космонавтом, инженером, но никто не воплотил задуманное, кроме меня. А поскольку природоведение любил, то написал, что буду охранять и защищать природу, но точно выразиться не мог, не существовало тогда понятия экология. Учитель спросил: «Так кем ты будешь – бакенщиком, лесником?», и я не нашелся, что ответить. В старших классах уже занимался тяжелой атлетикой и в 10-м занял 1 место на районных соревнованиях. В те годы службу в армии возводили в особый ранг, и я, как и другие, считавшие себя настоящими мужчинами, отслужил. Вернувшись, поступил на естгеофак в пединститут».

После УПИ работал в сельской школе, подменяя разных учителей, навыки общения с детьми приобрел в старших классах, когда ему доверяли возить ребят на соревнования. Однажды его бывший преподаватель дал совет – почему бы не заняться экологией – новой наукой, тем более что и курсовая у него по охране окружающей среды. И впрямь, подумалось, всегда же тянулся к этому.

Коллективная работа началась с составления карты с указанием экологически нарушенных почв, благоприятных участков земли. На ВДНХ СССР она удостоилась серебряной медали! Впоследствии стала основой для экологического картирования по Союзу.

Сотрудничество с учителем СОШ №23 А.М. Панченко привело к тому, что они стали инициаторами экологического движения по ЗКО и в числе первых – по Казахстану, успешно выступая с лекциями в разных городах. Даже в Москве отметили, что «до сих пор знали только американскую школу экологии, теперь интерес представляет и уральская». М.К. Мурзагалиева приняли в действительные члены географического общества Академии наук РК. На базе сельской школы он создал экологический центр «Ландшафт», ставший филиалом областного центра детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТиЭ), и куда приезжали делегации из Москвы, Санкт-Петербурга, Америки. «Есть в психологии понятие – импрессинг, то есть яркое впечатление от пережитого в детстве, оставляющее след и впоследствии формирующее деятельность человека. Для меня им стали карта и «обсерватория», – поясняет Максут Кубаисович. – Занимаясь наукой, стал приобщать детей. Именно в раннем возрасте надо проводить работу в этом направлении. Ноосфера, пассионарность, Вернадский, Гумилев… все это заставляет задуматься – куда идет человек? Экология касается любой сферы деятельности, это как религия, и каждый человек должен быть экологом, здесь не место невежеству. К примеру, страдающие аллергией люди жалуются на тополиный пух, однако этого можно избежать, сажая тополя мужского рода. Между тем, если их обрезать, они могут опять-таки переродиться в женские. Для этого и надо заниматься наукой».

Свой потенциал герой публикации развил будучи замдиректора в ОЦДЮТиЭ и станции юннатов, председателем ОО «Детская Академия Развития». Отмечен знаками «Отличник народного просвещения КазССР», «За активное участие в охране природы», «За заслуги в развитии туризма в РК», участник ряда экологических форумов, автор более 50 научных статей и публикаций, обладатель трех грантов американского фонда «ИСАР».

– Вот газеты… спрессованные, – показывает мне бело-серый кубик. – Пример вторичного использования сырья, – продолжает он, протягивая второй, – а этот уже оклеен бумагой с русскими, казахскими и английскими буквами. Аналогично можно сделать краеведческое лото, рассказать нам есть о чем. Технология несложная, но кто за это возьмется? Вместо того, чтобы производить свою продукцию из экологически чистого сырья, мы закупаем в Китае из вредного пластика.

Внастоящее время председатель ОО «Образовательно-ресурсный центр «ЭкоДАР» проводит работу по разным программам: «Жасыл даму» – изучение и охрана природы, «ЗОЖ» и «Шаг в науку» – научно-исследовательская деятельность учащихся. Аббревиатура «ЭкоДАР» имеет два смысла: экологический дар, и «ДАР» в переводе с казахского означает: «даму» – развиваться, «асу» – превзойти и «растау» – подтвердить. Более 35 воспитанников – юных экологов, лауреаты и призеры областных, республиканских и международных конференций. Уже в этом году из семи проектов на конкурсе в Обнинске четыре стали призерами 1 степени и три – 2-й. Человек, с детства занимающийся исследованиями и опытами, в будущем легко справляется со многими задачами, считает он, работая в связке с педагогами-экологами, активистами экодвижения ЗКО. И как тут не посочувствовать ему и его подопечным: ОО «ЭкоДАР» не имеет своего помещения, и детям приходится «слоняться» в поисках свободного помещения. Мечта экологов и школьников – создание научной экологической школы.

На республиканский конкурс совместно с внуком они представили бизнес-проект по выращиванию петрушки, укропа и лука в домашних условиях, получив гран-при. А пару лет назад внук стал лауреатом 2-й степени за работу, связанную с исследованием жизнедеятельности… паука. И идея-то возникла спонтанно: увидев за окном насекомое, они стали вести за ним наблюдение: когда бодрствует, питается и так далее. Узнав от деда, что паук впрыскивает в свою жертву яд, чтобы та не испортилась пока он не употребит ее в пищу, мальчик предложил изучить состав яда с целью производства и использования для сохранности мяса в случае отсутствия холодильника. Кто знает, возможно, он впоследствии изберет стезю ученого.

Хобби эколога связаны не только с природой, он еще и художник, обучившийся этому в УПИ. Второй год подряд с местными художниками организует экспедиции по проекту «Этюды Приуралья», выезжая в заповедные места. Недавно, при поддержке партии «Ақжол», посетили пески Аккумы в Каратобинском районе, на следующий год планируют Бокей Орду. Живописцы запечатлевают на холсте ускользающие красоты, а Максут Кубаисович разрабатывает туристские тропы, маршруты для развития туризма в области.

Кроме этого тяготеет к цифрам, диаграммам, графикам, прослеживая посредством их занятные жизненные закономерности, события и факты, и в этом есть что-то общее с утверждением Пифагора, что цифры правят миром. Увлекается художественным словом, в нашей газете был опубликован весьма любопытный рассказ о встрече со снежным человеком.

Семейный. Вырастил троих сыновей, старший получил экологическое образование, двое других обучались в исламских учебных заведениях. «Что такое счастье?» – задаётся вопросом он, и, открывая блокнот, зачитывает свои мысли: «Для кого-то это карьерный рост, кто-то построил коттеджи и виллы, накопил богатства. Счастье – в свободе от каких-то зависимостей. Что может быть лучше светлого дня, когда тропинка ведет тебя через лужайку с одуванчиками, цикорием, подорожником, над которыми порхают бабочки и шмели…», продолжает он, и это слова настоящего эколога.

Фото из семейного альбома
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top