Главное достояние

8 декабря 2022
0
703

В хозяйственно-бытовой жизни казахов конь занимал самое главное место среди остальных домашних животных. Это не удивительно, ведь это и средство передвижения, и показатель достатка.

«Арыстан – аң патшасы, жылкы – мал патшасы» – «Лев – царь зверей, конь – царь домашнего скота», «Ер қанаты – ат» – «Крылья батыра – конь», «Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді» – «Неудачливого джигита выручает удачливый конь», – так говорят народные поговорки.

Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» – «мудрым животным». Своих горячо любимых детей называли «жеребенок мой», «жеребеночек мой», «құлыным-құлыншағым». Справедливого и честного человека именовали «арғымақ», и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища «қарағым» – «зрачок моих глаз», «шырағым» – «светоч ясный».

В Старшем жузе (Жетысу) при рождении ребенка спрашивали: «Қойшы ма, жылқышы ма?», «Чабан или табунщик?». Это завуалированный, иносказательный вопрос, который интерпретируется так: «Сын или дочь?». Чабан – значит сын, т.е. тот, который пасет овец. Табунщик – это дочь. По обычаю, для выкупа невесты в качестве калыма выплачивалось 47, 37, 27, 17, или 9 лошадей. Поэтому дочь считалась табунщиком, который приводит в дом к родителям лошадей.

В Среднем же жузе, желая узнать, есть ли у хозяев сын, спрашивали: «Ат байларың бар ма еді?» – «Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?», «Құйрық-жалың бар ма еді?» – «Есть ли грива и хвост (потомство)?».

Когда перерезали пуповину мальчика, заворачивали в тряпочку и привязывали к гриве жеребца или к рогам барана-производителя. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранили в сундуке, чтобы она стала искусной рукодельницей.

После сорока дней ребенка переносили через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров – «Үзенгіден өткізу». Человек, сидящий на лошади, вытаскивал правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводили через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака – одно из семи сокровищ», – гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Проведение ребенка через стремя» или «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами.

Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречался и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречался вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» – так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной. Существуют расхожие мнения по поводу того, из-под копыта какой лошади берут землю, однако выяснилось, что только от хорошей, чистокровной.

Общение с лошадью оказывает удивительное влияние на нервную систему и организм человека, час катания на лошади снимет стресс лучше любого успокоительного средства.

В мировом сообществе разводят около 345 пород лошадей, в странах СНГ свыше 50, Казахстане более 13 пород и породных групп. Продуктивные породы занимают среди племенного поголовья 76%, верховые и верхово-упряжные 22%, рысистые – около 2%.

Ученые-селекционеры Казахстана добились значительных успехов в выведении специализированных пород мясо-молочного направления: кушумская и мугалжарская. Кроме того, в Казахстане существует казахская порода лошадей, которая сформировалась на территории страны тысячи лет назад. Коневодству в советское время уделялось должное внимание. На территории Жалпактала были образованы Пятимарский № 51, Талдысапакский № 28 конезаводы. Специалисты работали здесь над улучшением породы. В 1949 году заводы посетил известный советский маршал Семен Буденный. Он оказал большую практическую помощь в укреплении материальной базы для разведения и улучшения казахской породы лошадей.

В нашей области учеными, практиками-коневодами выведена новая порода – кушумская, которая вобрала в себя все лучшие качества казахской лошади и достигла новых качеств в смысле улучшения выносливости, веса, продуктивности. Наиболее популярные породы лошадей в Казахстане: кустанайская, адаевская, казахская, джэбе.

Кустанайская достаточно необычна, так как в ее выведении использованы многие породы. Много веков кочевые степные племена Казахстана выращивали этих полезных крепких лошадей, которые славятся внешней красотой, легкостью движений и пора-зительной выносливостью.

Отличиями лошадей этой породы является крепкое, плотное телосложение; высота – около 165 см. Эта порода резва, вынослива, приспособлена к табунному содержанию, не отличается повышенной прихотливостью. В целом это крупная в теле, но коротконогая лошадь, лаконично сочетающая самые важные признаки чистой крови казахской и донской пород, имеет ярко выраженную степную основу.

Адаевская порода лошадей, в свою очередь, также пригодна к табунному содержанию, легко приспосабливается к достаточно жаркому климату. Высота лошадей этой породы – до 140 см. Масть чаще серая, рыжая, гнедая.

Отличается хорошо сложенным верховым складом и конституцией. Голова у этих лошадей аккуратная, пропорциональная, шея средней длины, прямая, тонкая. Спина крепкая, прямая, туловище вытянутое. Круп короткий, немного спущенный, с удовлетворительно развитой мускулатурой. Грудная клетка достаточно объёмная. Ноги сухие, тонкие.

Верховая лошадь с легкой конституцией и живым темпераментом. Не слишком устойчива к суровым условиям. Порода характеризуется выносливостью и хорошей резвостью. Переносит жару, жизнь под открытым небом, неприхотлива, вынослива при переходах на большие расстояния по бесплодным пустыням. Жеребцы хорошо водят табун и могут долгое время самостоятельно пастись вдалеке от аула.

Лошадей адаевской породы используют как под седлом, так и в упряжи, отличаются добрым нравом и особой привязчивостью к людям.

Казахская порода – верховая степная порода. Ее родина – Казахстан. Предположительно, предками этой породы были азиатские дикие лошади. С V века шло формирование в результате скрещиваний с такими породами, как монгольская, арабская, караибарская, ахалтекинская, с недавнего времени еще и орловский рысак, английская чистокровная и донская. Казахская – исключительно табунного содержания. Отличается разнообразием мастей. Высота жеребцов достигает 135-137 см. Но, несмотря на не очень высокий рост, лошади обладают достаточно крепкой конституцией.

Джэбе – также табунного содержания. Джэбе является одним из двух типов казахской породы, самым крупным. Это порода степного типа. Крайне терпеливая, способная выжить при достаточно тяжелых условиях. Этот тип казахской породы формировался на юге Актюбинской области. Считают, что дальним прародителем является азиатская дикая лошадь. Возможно и влияние на тип таких пород, как монгольская, карабаирская, арабская и ахалтекинская.

Голова пропорциональная, с отлично развитой мускулатурой челюсти, широкая в лобной части. Уши малые, загривок от нормального до короткого. Шея умеренной длины, чаще низкого постава, но есть и среднего. Мускулистая холка, обычно низкая, прямая спина, широкая, поясница сильная. Грудная клетка достаточно глубокая и широкая, ребра округлые. Лопатка короткая, поставлена круто. Круп короткий, у части свислый, с хорошо развитой мускулатурой. Ноги передние крепкие, с плотным копытом, поставлены правильно, щетки короткие, густые. Лошадь можно по праву назвать национальным символом Казахстана.

Издревле лошадь – это самый верный друг казахского кочевника, дававший ему все – пищу, одежду, развлечения, возможность охотиться и сражаться. Лошадь традиционно была неотъемлемой частью жизни степняка, предметом гордости. За ней тщательно ухаживали и богато снаряжали. Благоговейное отношение казахов к этому животному сохранилось и по сей день. Лошадь – это подлинное достояние казахского народа!

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top