Древо старой веры

21 апреля 2016
0
3503

(Продолжение. Начало в № 13, 14)

Староверческие скиты, монастыри, кельи, святые старцы и отшельники, которых в наших краях было великое множество, ушли в прошлое.  Все храмы Уральска и области давно уже стали православными. Единственная сохранившаяся и ныне действующая старообрядческая церковь в Уральске – Покрова Пресвятой Богородицы на улице Савичева.

Это так называемая «белокриницкая» или «австрийская» церковь, церковь «австрийского согласия». Дело в том, что внутри старообрядчества постоянно возникали все новые секты и течения. Одни приверженцы старой веры вообще не признавали никакой церкви и ее иерархов, считая, что на «земле царствует антихрист» («беспоповцы» или «никудышники»), другие не считали разногласия между старой и новой верой столь существенными («поповцы»). «Средники», «воздыхатели», «любишкино согласие», каких только течений не породило староверие, лишенное объединяющего начала единой Церкви!

«Австрийские попы» появились на Урале в середине 19 века. Об этом в одном из донесений сообщал атаман Столыпин: «Казаки охотно принимают австрийских попов». Эти попы вызвали интерес у уральских «поповцев», которые наиболее лояльно относились к официальной церкви. Но «природные горынычи» к «австрийскому священству» относились настороженно. Духовные наставники традиционного старообрядчества запрещали им вести службы на хуторах и в станицах. К тому же, один из российских лидеров белокриницкой церкви Софроний, появившийся на Урале в середине 19 века, способствовал расколу уже внутри «поповцев». Митрополия лишила его сана, но он продолжал «еписковствовать» на войсковой земле. Софроний отвергал всякое сотрудничество с Православной церковью, заявлял, что она «верует в иного Бога и Иисуса Христа», под именем которого «должно подразумевать сына погибели – антихриста».

Изменения произошли с появлением на Урале епископа Арсения, который сразу вызвал уважение у старообрядцев и искал сотрудничества с официальной церковью. Возможно, поэтому атаман Голицын разрешил «австрийцам» построить деревянную молельню на углу Атаманской и Хвалынской (Достык-Савичева) улиц на участке, принадлежащем одному из верующих.

В 1896 году пожар полностью уничтожил это здание. Целый год «австрийцы» добивались разрешения на его восстановление, а когда получили, решили строить каменный молельный дом. Несмотря на всевозможные бюрократические препоны со стороны властей, строительство было завершено, но в начале 1900 года городская полиция по требованию Святейшего Синода опечатала церковь. Верующие обратились с жалобой к царю, решение о закрытии церкви отменили, а в 1904 году по царскому указу «австрийская» церковь была легализована. Радости верующих не было предела. В письме Николаю Второму руководители церкви писали, что «император осуществил многие из заветных надежд гонимой церкви» и «выразил упование на примирение и соединение преданных истинному благочестию во едину Церковь» (Н. Фокин на основании архивных документов).

Теперь «белокриницкая» церковь могла действовать открыто, не опасаясь преследования. Освящение храма во имя Покрова Богородицы состоялось в феврале 1907 года. Благодарное руководство общины направило императору телеграмму, в которой было выражение «верноподданнических чувств молящихся». Но перестав быть гонимой, церковь стала терять авторитет среди «поповцев». Во многом это было связано с кончиной епископа Арсения, который в 80-е годы 19 века сделал Уральск центром старообрядчества «австрийского священства». При нем в Уральске была открыта типография, которая печатала «старые» книги. Сам Арсений (Швецов) прошел мученический путь ссылок и преследований. «Муж высокой нравственности, глубоко начитанный, строго относящийся к вопросам религии, любящий правду» – так характеризовали его уральцы-современники.

Епископ Арсений умер 10 сентября 1908 года. Его похоронили возле храма. Потом грянула революция, началась гражданская война. Большевики устроили в храме конюшню, позже советская власть открыла здесь Дом культуры. Старожилы Уральска помнят, как бегали сюда на концерты и танцы. Многие и не подозревали о существовании рядом могилы: с нее убрали крест, склеп обозначала только какая-то почерневшая от времени деревянная будочка.

Незаметная могила простояла у стен храма более ста лет. Ее не посмели тронуть даже в годы «воинствующего атеизма», когда в староверческом храме гремела музыка и веселилась молодежь. Знающие люди в Уральске еще в те годы говорили, что у этой могилы можно чего-нибудь попросить, и это сбудется.

В сентябре 2008 года, в день столетия со дня смерти епископа Арсения, Уральск посетил митрополит Русской Православной Старообрядческой церкви Корнилий. Тогда же был впервые вскрыт склеп с останками епископа. Склеп оказался подтопленным, гроб и одеяние епископа истлевшими, но сами мощи – нетленными, что по канонам церкви является одним из подтверждений святости почившего. Местных прихожан, спускавшихся в склеп, более всего впечатлила рука епископа со сложенным двоеперстием – символом старообрядчества. Председатель старообрядческой общины храма Галина Водолазова таинственно говорила, что есть и другие свидетельства святости епископа Арсения.

Через год Священный Синод Старообрядческой церкви канонизировал, то есть причислил епископа Уральского Арсения к лику святых.


Мощи – останки святых, являющиеся объектом религиозного почитания.
Канонизация – законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник посмертно причисляется к лику святых.


Было решено перенести мощи святого в храм. Но само здание, где уже несколько лет как была создана община и шли службы, было в то время в неприглядном виде не только снаружи, но и внутри: с потолка падала штукатурка, со сводов что-то свисало. На голых стенах – остатки некогда великолепной росписи и пустой алтарь. Не было даже главного – иконостаса.

Внутри прихожане сделали ремонт своими силами, помог митрополит Корнилий.

Иконы приносили верующие, дарили потомки старообрядцев. Конечно, сделать храм таким великолепным, каким он был во времена службы в нем Святителя Арсения (сохранились фотографии), маловероятно, но постепенно Покровская церковь все больше приобретает черты настоящего храма.

У старобрядцев не принято просить и получать что-то бесплатно. Наши бабушки говорят: «Бог даст», – говорит председатель общины Галина Водолазова.

Но сама следует другой поговорке: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Поскольку храм как памятник архитектуры 19 века является историко-культурным наследием, он уже давно стоит в списке первоочередных на ремонт и реставрацию. И каждый год власти обещают его отреставрировать. Галина Водолазова обращалась и в Министерство культуры, и даже к самому Президенту. Несколько лет назад получила ответ: «здание церкви включили в перечень объектов, требующих срочного ремонта и реставрационных работ на 2011 год». Но с тех пор трещин в стенах становится только больше.

В 2010 году решили, что внутреннее убранство храма позволяет принять останки Святителя Арсения.

Оренбургские мастера изготовили для мощей великолепную резную раку. В день 102-й годовщины со дня смерти епископа в Уральске собралось староверческое духовенство из Самарской, Оренбургской, Нижегородской, Екатеринбургской, Московской епархий. Все они прибыли, чтобы произвести перенос мощей и стать «свидетелями чуда».

Что удивительно, но стать «свидетелями чуда» тогда пригласили и журналистов (это при закрытости – то самого старообрядчества). С утра в тот день в храме шла служба – по всем древним канонам православия (то есть очень долго). Склеп с телом епископа закрыли ширмами. Хорошо сохранившийся дубовый гроб с ручками поднимали несколько человек под вспышки кинокамер и фотоаппаратов. Потом журналистов попросили удалиться. Как рассказал тогда журналистам протоиерей из Орехово-Зуевской епархии Леонтий (Пименов), несмотря на то, что склеп частично был затоплен, останки святителя Арсения сохранились на 80 процентов. Сказал, что после того как духовенство произведет омовение мощей, облачение в новое одеяние, на святителя наденут его сохранившиеся регалии – крест, панагию, евангелие, которое было вложено в его руки, и тогда мощи явят народу.

– Такое исключительное событие происходит впервые в нашей Церкви после 1917 года, – сказал тогда отец Леонтий, объясняя, почему в Уральск собралось староверческое духовенство со всех концов. – Поэтому сюда собрались представители разных епархий – чтобы быть живыми свидетелями чудес, чтобы рассказать об этом событии своим детям и внукам. А их, чудес, становится все меньше, по грехам нашим, – вздохнул священник.

По его словам, у раскола Церкви нет временных рамок: он начался 350 лет назад и продолжается до сих пор.

Уральская староверческая епархия называется вдовствующей, потому что, сказал протоиерей Леонтий: «Епархия есть, а епископа – нет. Епископов теперь днем с огнем не сыщешь».

Часа четыре мы, журналисты, топтались возле храма, прислушивались к молитвам староверов. Удивительно, но они оказались очень понятными. Истово крестясь двуперстием, подходили уральские старушки-староверки. Ангельским светом светились лица прихожанок в праздничных белых платках. Ожидая выноса мощей, они молились просто и искренне. Шалили, как и положено мальчишкам, дети священника из Оренбурга, который приехал всей семьей, включая двухмесячного младенца. Но повинуясь торжественности момента и строгому взгляду матушки, мальчишки в рясах терпеливо подавали задуваемые ветром свечи, раздували кадила и, стояли, сложив на груди руки, как делают во время молитвы все старообрядцы.

Наконец, под песнопения и запахи ладана, из-за ширм вынесли святителя, завернутого в белое. Под покровами угадывались лицо и человеческая фигура со сложенными на груди руками. Останки епископа обнесли вокруг храма, в котором он служил сто с лишним лет назад, и внесли внутрь. Молились в этот день в храме долго.

С тех пор мощи епископа Арсения покоятся в раке, установленной в правом приделе храма. Сверху рака закрыта стеклом, епископ одет в соответствующее своему сану одеяние, лицо угадывается под покровами. Тут же, в сторонке, стоит хорошо сохранившийся дубовый гроб, в котором сто с лишним лет назад был похоронен епископ Арсений. Ради служения в этом храме он в свое время отказался от высшей духовенской должности, и, наверное, глубоко символично, что он так и остался в его стенах.

Галина Георгиевна Водолазова говорит, что Святой старообрядческой церкви Арсений Уральский помогал людям при жизни, помогает и сейчас. Многие приходят к его мощам помолиться, и он «совершает чудо». Русская православная церковь не считает Арсения святым, поэтому молятся ему только старообрядцы.

Само здание старообрядческой церкви Покрова Богородицы по-прежнему в ужасающем состоянии, в некоторых местах стены в трещинах. Денег на восстановление здания по-прежнему нет, своих средств у малочисленного прихода не хватает. Памятник архитектуры 19 века нуждается в ремонте и реставрации.

(Продолжение следует)

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top