Чтобы в сердцах отозвалось

21 января 2016
0
2041

Дмитрий Волкогонов – автор мемориала чернобыльцам, установленного в прошлом году в парке ДК ремзавода. Помимо этого его проект по реконструкции стелы на площади Победы, намеченный к очередному юбилею этого важного события, одобрен в акимате области. Мы попросили директора Арт-студии «Геометрия Дизайна» рассказать об этих работах.

О жертвах Чернобыля

– Идея создания памятника принадлежит Аскару Тайманову, председателю ОО «Инвалиды и ветераны Чернобыля ЗКО», о ней – инициативе – я узнал случайно, прочтя в одном из местных СМИ. Он озвучил свою мечту на совещании, сделав акцент на то, что в других городах есть подобные мемориалы, даже в Аксае, а у нас нет. И тогда я его нашел, он мой одноклассник, – улыбается Дмитрий.

– В течение месяца мы вынашивали эту тему, делали эскизы, обивали пороги акимата, наконец вопрос решился: наша студия подготовила проектную часть и макет. Но случилось непридвиденное: аким города подал в отставку, и наши двухгодичные хождения пошли… «коту под хвост», – разводит руками дизайнер-архитектор.

– Что делать? Начался новый виток встреч и убеждений людей, от которых зависел результат. К счастью, архитектор города Виталий Кушнир загорелся идеей, и мы обрели в его лице соратника. Поддержал и Алтай Кульгинов, аким города. Начали искать место расположения, проводить фотографические съемки и прочее, а тут опять напасть: не могут набрать средства. Аскар, принимавший участие в ликвидации аварии, переживал, душа болела за товарищей, которых уже нет.

– Наконец выделили сто миллионов тенге на два памятника – чернобыльцам и афганцам. Встал вопрос размещения. Поступали разные предложения, в том числе, посадить аллею и впоследствии устанавливать на ней памятники, чтобы можно было одновременно отдыхать на лоне природы, почтить память достойных и воздействовать на патриотический дух молодёжи. В итоге остановились на парке ремзавода. И тут между двумя общественными объединениями возникли споры по месту установки. В результате чего мемориалы установили в разных частях города.

Слушая его, в который раз убеждаюсь, увековечить память о человеке или важном событии – далеко непросто, и не у всех хватит терпения и выдержки ходить по инстанциям, искать средства, отстаивать свою точку зрения. С аналогичными трудностями была сопряжена и работа музея «Старый Уральскъ», в частности, Натальи Сладковой, по установке памятника Никите Савичеву несколько лет назад.

Эти люди движимы духовными ценностями, а иногда встречаются и другие – равнодушные, которые либо из каких-то бюрократических проволочек или корыстных соображений тормозят процесс созидания. Или вносят свои изменения, отказаться от которых означает не получить согласительной подписи, и тогда приходится идти на компромисс. В данном случае, на защите проекта в Астане тоже внесли корректировку, исключив один элемент, на мой взгляд, значимый. Как бы то ни было, памятник установили и торжественно открыли.

Со слов Дмитрия, монумент получил положительные отзывы не только от западноказахстанцев, но и гостей, а также членов республиканского Союза чернобыльских объединений.

Немного о замысле авторов. На Чернобыльской АЭС работало четыре атомных реактора, их символизируют такое же количество колонн. Внутри свода сделаны как бы арки остроконечной формы, по типу вершин минаретов. Как выразился автор, при той пропорции сооружения он специально сделал «скривление» обычной округлой формы, чтобы несколько подчеркнуть азиатскую принадлежность нашей страны. Наверху сооружения по заданной траектории движутся электроны, где вдруг происходит сбой и цепь… разрывается, что в принципе и произошло в работе станции, когда случился взрыв реактора в 1986 году. На переднем фасаде – летящие журавли, олицетворяющие души, восходящие к небу, на табличке имена…

Исполнение в серо-черном мраморе. Дмитрий говорит, что хотелось бы сочетания белого с черным – в идеале, но пришли к такому решению.

И – героях Великой Отечественной войны

– Где-то в 2014 году аким области Нурлан Ногаев объявил конкурс среди архитекторов, скульпторов, строителей на проект монументов, посвященных 70-летию Победы, 550-летию Казахского ханства и другим, – продолжает Дмитрий Владимирович. – И в то же время обмолвился, что стела на площади Победы – не окончательный вариант воплощенного в своё время проекта, возможно, у кого-то есть предложения по её реконструкции.

Откровенно, мне эта тема пришлась по сердцу. Что предлагаю я? На уровне третьего этажа, это 9 – 12 метров, расположить кольцеобразную смотровую площадку вокруг стелы. Эта конструкция должна опираться на четыре бетонные ножки, вход на неё по серпантинообразной лестнице. Чем я руководствовался? В принципе, всё устраивает, но, на мой взгляд, в мемориальном комплексе недостает некоторых информационных штрихов.

– Для чего смотровая площадка? Время уходит, а вместе с ним и живые участники тех страшных событий – кровопролитной войны 41-45 годов. Мы еще остро чувствуем дух того времени через родных старшего поколения, очевидцев, из кинолент, с нами это живет… А следующие поколения? Для них, это просто история. Их надо привлечь, постоянно напоминать, используя все возможные средства. В нишах можно расположить бюсты героев, фресковые и мозаичные панно с изображением битв и других сцен, связанных с концлагерями, освобождением городов… словом, тема неисчерпаемая, и работы хватит всем, там в наружней части будет тридцать шесть метров по периметру.

На областном уровне проект одобрен, засвидетельствовано авторство в протокольной комиссии в Астане, а что и как будет дальше, загадывать не берусь, поскольку на воплощение предыдущего проекта ушло четыре года. Но мне хочется, чтобы тема Великой Отечественной войны вошла в сознание молодёжи. Я должен это сделать.

Основная деятельность Д.В. Волкогонова – малые архитектурные формы, интерьерный, ландшафтный дизайн, реализация художественных работ. В свое время он учился в Санкт-Петербурге, да и сейчас продолжает повышать профессиональный уровень в международной школе дизайна в России, сотрудничая с творческими людьми. «Недавно принял участие в пилотном проекте с москвичами по разработке флагштока для Флага России. Капитан проекта Пётр Тимофеевич Стронский, участвовавший в реставрации храма Христа Спасителя в Москве, – делится он. – Второй участник группы – Азамат Асанбаев, ведущий скульптор Гжельского завода, казахстанец. В наших планах – флагшток для флага Победы, который, предположительно, будет установлен недалеко от Поклонной горы. Тема Великой Отечественной войны меня очень волнует».

Фото Ярослава Кулика и из альбома Д. Волкогонова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top