Без права передачи

5 ноября 2015
0
2152

Жизнь современного человека связана с постоянными стрессами, которые нередко приводят к депрессиям и нервным срывам. Справиться самому сложно, тем более, если не с кем поговорить. В этом случае может помочь «Телефон доверия». Анонимность гарантирована. Тот, кто звонит, не называет себя, под псевдонимом работают и психологи. Как показывает практика, обращаются за помощью как подростки, так и взрослые. Проблемы разные – нелады в семье, несчастная любовь или плохая оценка в школе. Задача одна – снять эмоциональное напряжение и помочь разобраться в ситуации.

О. В. Чижова

Марине (имя изменено) 16 лет, три месяца назад она впервые набрала номер телефона доверия. Скандалы, страх, непонимание со стороны родителей привели девушку к депрессии. О службе узнала случайно. Позвонила, стала рассказывать. Уже потом Марина хотела лично встретиться с консультантом, чтобы поблагодарить. Не получилось, оператор остается неизвестным лицом – это тоже правило.

Старший психолог центра психического здоровья, курирующая работу телефона, Оксана Валерьевна Чижова рассказала о «засекреченной» службе.

– Оксана Валерьевна, давно в Уральске существует подобный телефон?

– С февраля 2012 года. За это время телефон доверия успел себя зарекомендовать. Каждый день звонят люди с целью найти поддержку. Это значит, что они информированы о том, что есть служба, готовая бесплатно оказать экстренную психологическую помощь.

– Вам чаще звонят взрослые или подростки?

– Чаще за помощью обращаются взрослые, те, к примеру, кто озадачен воспитанием своих детей и не знает, как найти общий язык с ними. Хотя проблемы возникают и с повзрослевшими детьми. Например, звонит мама, рассказывает: ее сыну около 30 лет, он дружит с девушкой, которая ей не нравится.

Ищем позитивные стороны у девушки, «рассматриваем» ее с другой стороны. Мама должна понять: раз сын выбрал, значит она его устраивает.

– Какие еще проблемы волнуют людей?

– В основном беспокоят семейные отношения, взаимоотношения супругов, отцов и детей. Могут позвонить, если кто-то в семье злоупотребляет алкоголем или наркотиками. Люди просто не знают, куда обратиться, ищут помощи у нас. В этом случае мы даем номера телефонов специальных центров.

Открывая телефон доверия, ожидали, что будут обращаться именно подростки, но как показывает практика, чаще всего в ней нуждаются люди в возрасте от 30 лет и старше.

Если человек звонит, это не значит, что он не может справиться с проблемой. Он просто хочет посоветоваться, проговорить ситуацию вслух и услышать какое-то мнение со стороны.

– У вас есть постоянные «клиенты»?

– Есть люди, которые периодически звонят. Одних волнует какая-то определенная, затяжная ситуация, ну, к примеру, развод, а это, как известно, процесс долгий и болезненный. С другими обсуждать приходится разные ситуации. Несколько раз звонил мужчина, по голосу которого можно было понять, что он в отчаянии. Он один воспитывает дочь и не мог справиться. Создавшуюся ситуацию обсуждал со специалистом. Для начала было снято эмоциональное напряжение. Затем разработана линия поведения. Мужчина шаг за шагом пользовался советами, звонил, консультировался, в итоге все получилось. К слову, нам часто звонят, чтобы поблагодарить, это самый приятный момент.

Подростки хотят обсудить проблемы с родителями, поговорить о сложностях в учебе, но основной темой для них все же остаются дружеские и любовные отношения. Как познакомиться с мальчиком, как понравиться девочке – все это очень интересует ребят, ведь для них это действительно важное переживание. Телефон доверия – своего рода «скорая». Там, где обычный взрослый скажет «ой, мне бы твои проблемы», консультант поговорит о том, что чувствует маленький абонент, и постарается помочь.

– Как долго длится общение?

В среднем разговор длится около 40 минут. Но бывают случаи, когда психолог общается с абонентом в течение трех часов, а на следующий день клиент звонит снова.

– Просят о личной встрече с операторами?

– Да. Говорят, что для них очень важен личный контакт, они хотят выразить благодарность. Но это запрещено.

Консультант – лицо закрытое, он не имеет права давать интервью и говорить о своей профессии. Такие меры приняты, чтобы обезопасить не только службу, но и ее абонентов.

Бывают случаи, когда в беседе абоненты просят рассказать детали из личной жизни психолога: «А у вас есть дети?». Понятно, что это не из любопытства, просто пытаются выяснить, поймут ли их. На это можно ответить: «Дети есть, я вас понимаю и как специалист, и как мама». Спрашивают возраст, например, смущает молодой голос. Объясняют, что не хотят разговаривать с молодым специалистом, нужен человек более зрелый. Вот тогда можно честно сказать о возрасте.

– Сколько человек обслуживает телефон доверия?

– Сейчас шесть психологов, но с ноября введена еще одна штатная единица. Существует график работы. Звонить можно с 8 часов утра до 23 часов. В планах на следующий год сделать службу круглосуточной, но будет ли это или нет, пока неизвестно.

– Бывают ли случаи, когда оператор не может справиться с ситуацией?

– Когда специалист сомневается, воспользуются ли его советом, абонента просят перезвонить, объясняют – завтра будет работать другой психолог и можно попробовать обговорить ситуацию с ним. Возможно, он подскажет другое решение проблемы. В любом случае, каждый звонок психолог пропускает через себя, и если ситуация действительно накалена до предела, он старается удержать человека, просит не пропадать, обязательно перезвонить, рассказать, что происходит.

– Поступают ли звонки с суицидальным уклоном?

– К таким звонкам, которые говорят о том, что абонент склонен к мыслям о суициде относят те, в которых хотя бы косвенно упоминается об этом. Например, высказывания вроде: «Мне надоела эта жизнь», «Я смертельно устал» не говорят напрямую о желании покончить с собой, но сообщают о сильнейшем нервном напряжении. Консультант старается выяснить, что приносит абоненту такие страдания, от чего он так устал, и пытается подсказать, что можно сделать, чтобы стало легче. Особенно важна помощь подросткам, так как в этом возрасте они склонны к внезапному изменению настроения. В какой-то момент происходит событие, которое их дезориентирует, и под влиянием спонтанности, невозможности рассчитать последствия происходят суицидальные попытки. Вот почему так нужен телефон доверия для людей, которые остро переживают любые события. Наши специалисты могут помочь ослабить нервное напряжение.

– Какими качествами должен обладать консультант?

– Особенно ценится стрессоустойчивость. С судьбами людей «работать» действительно сложно, есть опасность начать соотносить свою жизнь и жизнь абонента. Этого консультант делать не должен, в этом и выражается профессионализм.

Телефон доверия 8-778-907-99-81,  54-90-90, с 8.00 до 23.00 часов. Консультации бесплатные.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top