ЗКО: на те же грабли
Речные пассажирские перевозки – в который уже раз! – вновь под угрозой срыва. Речники – ТОО «Урал Флот Сервис» — намерены прекратить движение судов до Учужного затона и Барбастау, убрать причалы и уйти в Затон им. Чапаева. Причина – очередная задержка дотации. Не на что покупать топливо, экипажи теплоходов «Ангара» (капитан Пётр Гончаров) и «ПС-1» (капитан Владимир Визгалов) три месяца не получают зарплату.
Писать об этом приходится каждый раз, когда близится макушка лета: в этой бесконечной истории, напоминающей не то спектакль-пародию, не то ёрничание в духе КВН, роли «расписаны» заранее, и каждый персонаж появляется в нужный момент.
В прежние времена всё было проще. Мощное предприятие — Уральское речное пароходство – перевозило по Уралу миллионы тонн грузов за навигацию и хорошо на этом зарабатывало. Поэтому речники, как говорится, одной левой, из своего же кармана, покрывали затраты на убыточные пассажирские перевозки – страшно сказать! – по ШЕСТИ линиям.
Ныне таких перевозок нет, так что без госдотации не обойтись. Сначала, в конце 1990-х – начале 2000-х, они выделялись и доходили до речников вовремя. Благодаря этому перевозки по линиям Уральск – Учужный затон и Уральск – Барбастау производились без особых проблем, хотя и по сокращённому графику. Экипажи теплоходов «Бирюса» (ныне «Дастан»), «Ангара» и «ПС-1» вовремя получали зарплату.
Но вот однажды какая-то «светлая голова» придумала «гениальный» ход: проплачивать деньги через тогдашний городской Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог. И пошло-поехало. С той поры руководителей фирм-перевозчиков часто доводилось видеть бегающими по различным инстанциям.
От речников каждую весну требовали бесконечные отчёты, цифры, обоснования, как будто речь шла о работе гигантской организации с большим объёмом перевозок. Причём один чиновник с пеной у рта объяснял мне, что «Джангазиев затянул отчёт», «Не все документы представил». Зато, по версии самого Алибека Шарифовича, ничего он не затягивал, с документами всё в порядке, просто придираются к речникам, к ТОО «Урал Флот Сервис», в очередной раз выигравшему тендер. А дотацию вообще стали получать с большим опозданием.
Начинаешь беседовать с депутатами городского маслихата, работниками горакимата, они руками разводят: механизм такой.
Сначала проходит областная сессия, где рассматривается бюджетный вопрос, затем городская, где и принимается решение о выделении дотации. А тут ещё отдел ЖКХ замаячил на горизонте…
Но при чём здесь речники и тем более пассажиры, которые уже настрадались от таких забастовок? Пассажирская навигация начинается 25 апреля – 1 мая (надо бы раньше дней на 10). ЗИМА И БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ВЕСНЫ для того, чтобы уладить все организационные вопросы. Вместо этого начинается какая-то клоунада. Например, с тендерами.
Их, случалось, проводили задним числом, в мае, когда перевозки уже начались. В газете «Пульс города», в которой доводилось много лет работать, давались объявления о тендерах именно в майских номерах. Телега впереди лошади. Когда чиновники сами что-то затягивают, путают, это, выходит, нормально, так сказать, рабочий момент. А речники что-то там задержали – шум на всю Вселенную. Странная логика!
В последние годы тендеры стали проводить вовремя, накануне навигации. Уже прогресс. Но на этом он, собственно, и закончился: люди снова доведены до предзабастовочного состояния. Зато оправданий этому всегда хватает: например, «у городского акимата есть дела поважнее»(?!).
А ведь речь идёт о СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ МАРШРУТАХ. Люди, в основном ВЕТЕРАНЫ ТРУДА, ПЕНСИОНЕРЫ, перевозят со своих участков ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТУЮ ПРОДУКЦИЮ, и не только для себя, но и для продажи на городских рынках. То есть, выполняют важную СОЦИАЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ. И на них «нет времени»?! Многие пожилые дачники не могут весь сезон прыгать по вёсельным и моторным лодкам по состоянию здоровья. Переправляться на них опасно, особенно в половодье. Как правило, на этих судёнышках отсутствуют спасательные средства.
Руководителю перевозчика и его коллегам перед началом каждой навигации приходится искать разные способы добыть топливо, смазочные материалы и запчасти. Ежегодное снятие с зимнего отстоя, весенний ремонт занимает целый месяц. Не сразу удаётся приобрести топливо. Несколько раз по этим причинам перевозки оказывались на грани срыва. Поступи вовремя дотация – и нет проблемы!
Между тем, с 2017 года дотация ежегодно поступает в объёме 18 006 123 тенге, без изменения. В 2018 году перевозчиком было ТОО «Sеa-Linе» (директор А.В. Евченко), в 2019 — ТОО «Флот» (А.А. Тастаев), а в этом году они отказались. В 2020 г. победителем конкурса стало ТОО «Урал Флот Сервис», где директор Алибек Джангазиев.
— Честно говоря, не хотели в этом году связываться с пассажирскими перевозками, — говорит А. Джангазиев, — но в ЖКХ пришел новый начальник Ж. Салимов. Он заверил, что в этом году проблем с субсидиями не будет. В ЖКХ показывали документы, что субсидии уже в декабре заложены в бюджетную программу. В этом году не будет проблем с финансами. Только поучаствуйте в конкурсе по перевозкам… В первый раз никто не захотел, объявили повторный конкурс, золотые горы пообещали. Заключили договор на пассажирские перевозки аж в последний день — 25 апреля. Этим мы себе, выходит, и подписали приговор. Все мы, перевозчики, обязаны перевозить пассажиров в рамках договора о перевозках. После этого из ЖКХ никого не видели. А другой договор на субсидирование так и не составлен. Буквально вчера в ЖКХ сказали, что постановление о признании дачных маршрутов социально значимыми, убыточными не готово, маслихат не рассматривал этот вопрос, когда выделят деньги, неизвестно. Но воз и ныне там: недавно нам сообщили, что дотация раньше августа не поступит. Получается, мы работаем на голом энтузиазме, у нас не подписан договор на субсидии. Если по закону, то мы и потребовать не имеем права. А так полсезона уже отработали, предприниматель потратил свои деньги на топливо, ремонт. Абсурд получается. Сумма 18 006 123 тенге не меняется, каждый год обещают: добавим, пересмотрим. Каждый год идет удорожание всего, но в акимате на это не обращают внимания.
Еще в ЖКХ вновь поменялся начальник… Когда выйдет эта статья, прокуратура сразу меня, как руководителя, возьмёт в оборот: мол, не выплачиваю зарплату столько-то месяцев, нарушаю закон. Будут выяснять в разных кабинетах, по какой причине не выплатил заплату и т.д. По очереди будут вызывать прокуратура городская, областная, транспортная и т.д. Минтруда сбоку подключится. Их интересует только одно: есть задолженность по зарплате или нет. Если есть, почему не платишь?
Вот такой монолог Алибека Шарифовича мне довелось выслушать. Давно уж пора отрегулировать несмазанный, издающий громкий СОЦИАЛЬНЫЙ и ОБЩЕСТВЕННЫЙ скрежет, механизм выделения дотации. Сколько же можно наступать на те же грабли?!
В среду, 15 июля, речники отработали, как положено. Но так как дотация поступит не раньше августа, то они, как только что сообщил Джангазиев, прекращают перевозки.