Запечатлённое время
Во Дворце искусств «Атамекен» проходит персональная фотовыставка известного казахстанского хронодокументалиста, фоторепортера КазТАГ-ТАСС, члена Союза журналистов СССР и Союза журналистов Казахстана, лауреата премии Союза журналистов Казахстана Мурата Мамбетова. Экспозиция, организованная областным историко-краеведческим музеем, предлагает зрителю совершить захватывающее путешествие во времени, проследив за ключевыми этапами становления и развития независимого Казахстана через призму фотообъектива талантливого мастера.
Мурат Мамбетов в разное время работал ассистентом кинооператора на областном телевидении Уральска, фотокорреспондентом в областной газете «Орал өңірі», в районной газете города Каскелен. Фотокорреспондентом в КазТАГ-ТАСС начал работать с 1985 года, затем переведен в пресс-службу Правительства Казахстана. Позже М.Мамбетов занялся индивидуальной творческой деятельностью.
Торжественное открытие выставки стало значимым событием в культурной жизни региона. Почетные гости, среди которых видные деятели культуры и искусства, друзья и коллеги Мурата Мамбетова, отметили неоценимый вклад фотохудожника в сохранение исторической памяти и воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Выступающие подчеркивали, что работы Мамбетова – бесценные документальные свидетельства эпохи, отражающие дух и характер народа Казахстана.
«Эта выставка – своеобразная фотолетопись нашей страны, запечатлевшая моменты из жизни простых рабочих и выдающихся деятелей, политиков и артистов, красоту родной природы и трагические последствия экологических катастроф», – отметил в своей приветственной речи один из организаторов.
Сам Мурат Мамбетов, скромно принимая поздравления, выразил искреннюю благодарность организаторам и всем, кто пришел разделить с ним этот волнующий момент. Он поделился со зрителями своими размышлениями о роли фотографа в современном обществе, тем, что вдохновляет его в работе, целями, которые он ставит перед собой как художник.
«Я хочу, чтобы мои фотографии говорили сами за себя, – подчеркнул Мурат Мамбетов. – Я стремлюсь к тому, чтобы люди, глядя на мои работы, задумывались о своей жизни, своей стране, своем будущем. Чтобы они чувствовали связь с прошлым, понимали настоящее и верили в светлое будущее Казахстана».
После официальной части открытия гости выставки получили уникальную возможность лично пообщаться с Муратом Мамбетовым, задать ему вопросы о его творчестве и поделиться своими впечатлениями от увиденного. Многие не скрывали восхищения талантом фотодокументалиста, отмечая, что его работы производят неизгладимое впечатление и заставляют задуматься.
М. Мамбетов родился в селе Каменка Западно-Казахстанской области. Фотографией начал увлекаться в семь лет. Образование фотокорреспондента получил в Полиграфическом училище в Уфе, на журналиста отучился в КазГУ, в Алматы. С 1985 года начал работать в КазТАГ-ТАСС, в 1995 году переведен в пресс-службу Правительства РК. С 1998 года занимается индивидуальной творческой деятельностью. Издал два документальных фотоальбома «Спортивный Казахстан» и «Арал – наследие СССР». Он выбрал направление, которое сам определяет как «визуальная антропология».
Этот термин как нельзя лучше отражает суть его работы. Мамбетов не просто фиксирует реальность, он исследует человека в контексте времени и пространства, его взаимоотношения с окружающим миром, его роли в истории страны. Его фотографии – документальные свидетельства, несущие глубокий смысл и заставляющие задуматься о прошлом, настоящем и будущем.
Каждый снимок – это тщательно выверенная композиция, в которой нет случайных деталей. Мамбетов мастерски использует свет и тень, ракурс и перспективу, чтобы создать эффект максимальной реалистичности и эмоциональной вовлеченности зрителя. Его фотографии – своего рода окно в прошлое, позволяющее нам увидеть историю страны глазами современников.
Его фотографии, сделанные во время пешего путешествия по бывшему морскому дну Аральского моря, стали мощным визуальным документом, свидетельствующем о масштабах экологической катастрофы. В последствии эти работы легли в основу фотоальбома, своеобразным криком души, призывом к сохранению окружающей среды.
Эти снимки – безжалостное свидетельство человеческой беспечности и пренебрежения к природе. Они запечатлели безжизненные пейзажи, ржавые остовы кораблей, погребенные в песках, и отчаяние людей, которые жили на берегу высохшего моря.
Каждая фотография – отдельная история, рассказанная языком визуального искусства. Мамбетов умеет увидеть и запечатлеть то, что ускользает от взгляда обычного человека. Он мастерски передает настроение и характер своих героев, их мысли и чувства. Его портреты – живые свидетельства человеческой судьбы, отражающие дух времени.
Организаторы выставки отмечают, что экспозиция вызвала огромный интерес у жителей и гостей города. На открытии можно было увидеть школьников и студентов, представителей интеллигенции и государственных служащих, ветеранов труда и молодежь.