Заключительный аккорд
Казахский Драматический театр Х. Букееевой закончил юбилейный 30 сезон постановкой спектакля «Томирис». И снова собрал полный зал. Зрителей покорила игра актеров и сама судьба царицы кочевников. До наших дней дошла история ее жизни, отважная борьба с персидским царём Киром.
Томирис – легендарная царица древних сакских племён. Образ этой могучей правительницы не случайно стал нарицательным. История гласит, что она родилась две тысячи лет назад, когда просторы нынешнего Казахстана населяли сакские племена. Воспитанная воином, с малых лет принимала участие в ожесточённых боях, демонстрируя проницательный ум, героизм и отвагу.
– Предания гласят – когда Томирис стала царицей, Кир, который жаждал абсолютной власти, посылал к ней гонцов с предложением заключить мир и даже просил руки у неё, но никакие хитрости не помогли. Согласно легенде, царица все-таки убила Кира. О дальнейшей её судьбе доподлинных сведений нет, – рассказывает актриса, исполнительница роли Амаги Жулдуз Мамедова.
После выхода в широкий прокат фильма «Томирис» казахстанского режиссера Акана Сатаева многие посчитали образ воинственной предводительницы кочевников вымышленным. В существование царицы, сумевшей перехитрить и победить могучего персидского воителя, трудно было поверить. Однако доказано, что Томирис – реальная, историческая личность. Она повелительница саков-массагетов, жившая в 570-520 гг. до н. э., военные достижения которой описаны Геродотом. По мнению историка Буркитбая Аягана, созданный Сатаевым образ и показанные в фильме события довольно точно передают историческую правду.
По версии Геродота, Томирис родилась в семье царя Спаргаписа. Его супруга умерла при родах, и воспитание девочки целиком легло на плечи мужчины. Мудрый правитель отлично справился с этой задачей.
Движениями, мимикой, интонацией, актёры будто переносят зрителя в ту эпоху. Большую роль играют костюмы. В постановке задействованы почти все актеры театра. Режиссёр – Марат Ахманов.
– Это не первый исторический спектакль, который поставлен в нашем театре. Действительно, особенностью является то, что в нем задействована вся труппа, – рассказывает Жулдуз Мамедова. – Очень много персонажей, есть массовые сцены. Я сама играю роль другой сакской царицы Амаги. В художественном фильме также показан образ Амаги, и режиссер спектакля решил ввести ее и в эту постановку. Она не менее воинственная, не менее отважная. Интересно показано соперничество между Амагой и Томирис. 20 лет назад, будучи студенткой, я видела постановку «Томирис» в Алма-Атинском театре. Меня покорила прекрасная игра актеров, работа декораторов, художников. Несмотря на то, что история показана одна, но совершенно по-разному. Наш спектакль более современен и стилизован. В нем много символизма, образности. Практически нет декораций, за исключением стеклянных кубов, которые на протяжении всего спектакля трансформируются, превращаясь то в один трон, то в другой. Мне было легко вжиться в образ моей героини, так как она мне близка по духу и по характеру. У меня, как и у нее, нет чувство страха, я по жизни такой же боец.
Сакская царица Томирис осталась в истории как мудрая, храбрая и властная женщина. Она символизировала свободу и независимость. Поэтому спектакль посвятили 30-летию Независимости Казахстана.
Акмарал Амандыкова сыграла саму Томирис. Актриса призналась, что для нее эта роль одна из важных.
– Для меня это большая честь. Это поистине, воинственная женщина, которая обладает безграничной силой духа, и мужеством. Женщина, которая не боялась отстаивать права народа и свою территорию.
Томирис отличалась острым умом, сильной волей и природной привлекательностью. Благодаря таланту стратега и бесстрашию, собранное царицей войско смогло разгромить персов и уничтожить Кира. Победа стала не единственным достижением правительницы массагетов.
Томирис училась у своих врагов, перенимая их военный и управленческий опыт, и сделала свое войско непобедимым. Конечно, отобразить такую легендарную личность непросто, но я старалась.
По данным Геродота, этот иранский кочевой народ проживал за рекой Аракс на восточном берегу Каспийского моря (территория современного Казахстана). Массагеты кочевали по этим землям до современной Амударьи с ее каспийским рукавом Узбоем (территория современного Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана).