За чистоту
Министерством экологии и природных ресурсов РК, в рамках масштабной акции «Таза Қазақстан», разработан новый сервис подачи заявок о проблемах города и экологии посредством удобного телеграм-чат-бота.
Это позволяет каждому неравнодушному жителю страны моментально фотографировать проблемные места или загружать снимки из галереи, указывать местоположение и подробно описывать проблему.
Вся информация в виде заявки поступает к оператору от местного исполнительного органа, который классифицирует её и назначает исполнителя.
Кроме того, жители могут сообщать о широком спектре проблем, связанных с состоянием дорог, парков, подъездов, освещения, благоустройства и санитарного состояния общественных и частных территорий.
В зависимости от категории заявки автоматически устанавливается время, в течение которого исполнитель должен выполнить задачу. По завершении работы исполнитель прикладывает фотографию и, при необходимости, комментарий. В качестве обратной связи пользователи будут получать уведомления о назначении исполнителя и завершении работы прямо в телеграм-боте. После выполнения заявки они смогут оценить качество выполненных работ и просмотреть все свои заявки.
Сервис «Таза Қазақстан» направлен на улучшение качества жизни населения в нашей стране, предоставляя каждому гражданину возможность активно участвовать в поддержании чистоты и порядка.
– Благодаря совместным усилиям каждый населенный пункт страны станет чище и экологически безопасней, – говорит Алмантай Жумагазиев, руководитель отдела Департамента экологии по ЗКО.
Каждый день ТОО «Орал таза сервис» вывозит из города и окрестных территорий до 1500 куб. мусора. Ежедневно на маршрут выходят десятки машин. Однако проблема мусора по-прежнему в числе актуальных, и решиться она может только после того, как изменится отношение всего населения.
Работает предприятие без выходных. Смена начинается в 7 часов утра, продолжается до позднего вечера, содержать порядок в городе – нелегкий и ежедневный труд. По сравнению с пятилетней давностью, количество мусора увеличилось в два раза. К тому же «Орал таза сервис» продолжает обслуживать не только Уральск, но и его окраины, а также близлежащие населенные пункты – Мичурино, Деркул, Желаево, Круглоозерное, Асан, Серебряково, Зачаганск и Переметное.
В частные руки компания перешла 7 лет назад. За это время многое изменилось и в плане оснащения. Компания закупает новые мусороуборочные машины, в итоге каждый день на очистку города выезжают до 25 единиц техники. Не хватало гаражей, сейчас и эту проблему решили. Отстроены два дополнительных бокса, общей площадью тысяча квадратных метров, так что техника находится в теплом помещении, и в холодный сезон водители без проблем заводят машины и выезжают.
Причину стремительного увеличения количества отходов специалисты объясняют просто – увеличение населения, повсеместное использование одноразовых товаров и повышение уровня жизни, а значит, выбрасывание пригодных к использованию вещей с последующей заменой на новые. По качеству мусора можно проанализировать, как живет простой обыватель, что он покупает. На мусорной площадке оказывается не только вполне еще пригодная бытовая техника, сантехника, мебель, но и строительный мусор. Так как количество мусора растет, увеличивается и автопарк. К некоторым точкам мусороуборочные машины подъезжают два раза в день из-за быстрой наполняемости контейнеров, а это дополнительная нагрузка. В общей сложности предприятие обслуживает 650 мусорных площадок, примерно 3000 контейнеров. Иногда поступают претензии со стороны граждан, что мусор не вывозится, чтобы иметь на руках подтверждение работы организации, делаются фотографии мусорных площадок до и после уборки.
Создан Telegram bot: oral_taza_bot, благодаря которому каждый желающий может указать адрес своего дома, на его телефон будет приходить фотоотчет.
Крупногабаритный мусор вывозит «Жайық таза қала», между организациями налажено тесное сотрудничество. Активное участие принимают и местные власти: установкой и закупом контейнеров занимается акимат города.
Пластиковые евроконтейнеры очень удобны в эксплуатации, к тому же они намного бюджетнее, но имеют один существенный недостаток – горят. Достаточно бросить окурок или угли, и контейнер легко воспламенится. Причем от одного загораются и другие. Найти виновника и привлечь его к ответственности практически невозможно, к тому же у организации нет таких полномочий. Так что обходятся обращениями к гражданам с просьбой беречь имущество.
Вывоз мусора по-прежнему остается одной из самых дешевых коммунальных услуг, к примеру, в России за те же самые услуги платят в два-три раза больше. В ЗКО ежемесячная плата с одного человека составляет около 500 тенге. Долг населения перед предприятием огромный. С должниками, правда, не церемонятся, отношения выясняют в суде.
Одна из проблем предприятия – нехватка рабочих рук. Причина – работа непрестижная, заработная плата невысокая, автопарк наполовину старый и требует капитального ремонта.
Несмотря на проблемы, предприятие не стоит на месте и строит планы на будущее. На сегодняшний день только 10 процентов населенных пунктов охвачены вывозом мусора. Конечно, если бы это было рентабельным бизнесом, проблем бы с мусором не было. Но цель предприятия – выполнить задуманное и организовать сбор и переработку ТБО по всей области.