Все мы немного лошади…
В эти апрельские дни в областном историко-краеведческом музее проходит выставка, посвященная символу 2014 года – Лошади.
Под этим знаком она освещает тему самого красивого и благородного животного. Экспонаты знакомят зрителей с традициями и обычаями, что исстари связывают человека с лошадью; позволяют насладиться работами местных художников на эту тему. Экскурсию для читателей газеты «ИНФОРМБИРЖА news» провела экскурсовод музея Асылжан Мурзабулатова.
Лошадиный мир – особый. Полный загадок, тайн и доброты. Около 200 экспонатов (некоторые из них датируются 4-м и 5-м вв. до нашей эры) из фонда музея предлагают заглянуть в мир этих удивительных созданий. Экспонатам здесь не тесно, а монотонности удалось избежать за счет того, что устроители выставки не ограничились только картинами, литографиями, гравюрами, гобеленами. Здесь и детали конской сбруи или амуниции. Какой, оказывается, она была разнообразной! Обходя отдельные кубы стеклянных витрин, можно в деталях разглядеть свидетельства старины.
– Наши предки очень трепетно относились к лошадям, – говорит Асылжан Мурзабулатова, – с любовью украшали сбрую разными бляшками – золотыми, серебряными, с драгоценными камнями. Фалары – декоративные бляхи с выдавленным орнаментом, узором. Они соединяли сбрую лошади ремнями, украшая убранство четвероногого друга. Перед вами самый большой по размеру имеющийся в нашей коллекции серебряный фалар или «пегас» с бронзовой накладкой, найденный недалеко от села Володарка.
В разнообразии представлены седла (19-го и начала 20-го веков) – части снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного. Изобретение седла с жесткой деревянной основой, обтянутой кожей, открыло новые возможности и ознаменовало очередной этап становления кочевой культуры. Главная задача заключается не только в создании максимального удобства для всадника, но и в защите спины коня. Это еще раз говорит, с какой заботой относился человек к лошади.
Уздечка – важный элемент экипировки. Она надевается на голову и предназначена для управления животным. Изготавливали непременно из кожи, чтобы не наносить большого вреда. Из кожи делались также плетки, нагайки, камши, которые вешались на видную сторону жилища, они считались украшением дома; обязательным атрибутом на стене была и домбра – постоянная спутница кочевника.
На экспонируемых полотнах и фотографиях изображены образы лошадей: задумчивых и игривых, флегматичных и стремительных и даже влюбленных. Когда смотришь на картину художника Мурата Жоламанова «Садақшы», просто физически ощущаешь скорость, стремительность ветра, азарт всадников. Завораживают и линогравюры А. Өтегенова «Көкпар», «Қыз-қуу» (догони девушку), гобелен Асель Караваевой «Тәуелсiздiк – мақтанышым, айбыным». Живописно, в ярких сочных красках полотно М. Нурлыбаева «Песня степи». Задерживает внимание и картина «Лошадь» художника Маньковского, выполненная маслом. По словам экскурсовода, никто не знает, как и когда она попала в фонд музея, в каком году написана. Вверху правого угла полотна еле проглядываются два слова: «Ректоръ» и «10 рублей». Что они означают? Остается только домысливать.
– С апреля по ноябрь, – продолжает Асылжан, – лошадей выгоняли на пастбища. В этот период шел сбор кобыльего молока. После чего его взбивали – так готовили кумыс. Вот здесь мешок из цельной шкуры животного, он называется саба, и предназначен был для перевозки и хранения кумыса, воды. Не портился долгое время кумыс и в торсаках, которые особенно удобны в длительных походах.
Не менее полезно мясо лошади, недаром его называют «лекарством от девяти болезней». Во время забоя часть мяса заготавливалась впрок: конину солили, вялили, готовили деликатесы, дошедшие до наших дней – қазы, шұжық, жал, жая, қарта и другие. На выставке представлена посуда, которой пользовались предки, к примеру, деревянный ковш с перегородкой. Им можно разливать кумыс сразу в две пиалы.
– Лошади для казахов были не только средством передвижения, но и верными друзьями. Доказано, что лошади обладают хорошей памятью: зрительной, слуховой, тактильной. Они помнят дорогу, по которой проходили несколько лет назад. Невероятно интуитивны, никогда не бросят хозяина в беде – привезут домой.
То, что казахи и кони неразлучны очень и очень давно, красноречиво говорят и другие факты. Кем, когда впервые приручены лошади – эти вопросы долгие годы являлись спорными и не давали покоя историкам и археологам. Группе ученых из Великобритании, под началом доктора Аутарама, изучавшей ботайскую культуру (Ботай – местечко в Акмолинской области), удалось доказать, что впервые лошади были одомашнены именно племенами, жившими в 4-м тысячелетии до н.э. в степях Северного Казахстана. Обширная полевая археологическая работа на данной территории и последовавший за этим детальный анализ находок позволили сделать сразу несколько веских выводов. Так, исследуя раскопанные могильники, археологи пришли к мысли, что где-то 5 000 лет назад древние наездники проводили отбор диких скакунов по их физическим данным, а затем, скрещивая, развивали. Кроме того, команда ученых обнаружила, что лошадей уже тогда использовали для верховой езды, об этом говорят характерные следы на зубах останков лошадей, оставленные удилами.
Не менее интересными оказались исследования остатков посуды, в которой удалось обнаружить продукты разложения молекул жирных кислот, характерных для конского молока. Ученые полагают, что всемирно известная казахская традиция сбраживания конского молока в слабоалкогольный напиток кумыс уходит своими корнями к самым первым этапам одомашнивания лошади. Так что Ботай – уникальное поселение ранних коневодов, и Казахстан является одним из главных в мире центров Лошади.
– Об уникальности этого животного можно говорить много, – заключила экскурсовод. – Возьмем известную сегодня во всем мире иппотерапию. Общение с лошадью, специальные упражнения верховой езды лечат такие болезни как психоз, стресс, ДЦП, аутизм. Кстати, иппотерапия применяется в Европе с 18-го века.
Вот бытует мнение, что дельфины самые умные, интуитивные, понимающие животные, наиболее близки по интеллекту у человеку. А я уверена, что лошади не менее интеллектуальны и интуитивны. Они обладают многими природными качествами, присущими людям. Согласна с Владимиром Маяковским: «Все мы немного лошади…»