Все музы в гости к нам

13 июля 2023
0
2284

Вторая половина июня в Уральске прошла под знаком искусства и музыки. Среди множества различных мероприятий самым ярким и значимым стали концерты выдающегося музыканта современности Захара Брона и его учеников в концертном зале Дворца культуры «Атамекен».

Выставка из «Хмелиты»

Перед концертом зрители могли посетить художественную выставку из музея-заповедника «Хмелита», открытую в фойе Дворца культуры. «Хмелита» – это родовое поместье писателя, поэта, дипломата, а еще художника и композитора Александра Грибоедова. И концерты, и выставка организованы во многом благодаря генеральному директору Международного фонда науки и культуры «Гармония» Галине Мачевской, тоже нашей землячки.

Экспозиция начинается с копий литографий 19 века, дающих представление о странствиях и путешествиях, в которых прошла короткая жизнь Грибоедова, а также иллюстраций к его самому известному произведению – «Горе от ума».

Картины современных художников изображают, в основном, само поместье: усадьбу, парк, аллеи, церкви. Особенно впечатляют картины Марка Смирнова, члена Российской академии художеств. Это большие полотна, изображающие пейзажи, церкви, усадьбы.

Для уральского зрителя особый интерес представляли картины, изображающие наш город. Дело в том, что художники из разных стран заранее приезжали в Уральск и целую неделю рисовали улицы и пейзажи нашего города.

Кроме музыкантов и художников в Уральск приехали также сотрудники музеев, в том числе директор музея-заповедника «Хмелита» Надежда Кулакова. Ее отец – Виктор Кулаков, архитектор-реставратор еще в 60-е годы прошлого века начал восстанавливать разрушенное во время войны поместье. И восстанавливает до сих пор ландшафтный парк, пруды, оранжереи, флигели, церковь. На территории музея-заповедника находится также дом адмирала Нахимова, родившегося в этих местах, и мемориал памяти солдат, сражавшихся с фашистами на Смоленщине, на подступах к Москве.

С музейными работниками накануне концерта провела экскурсию по нашему городу известный экскурсовод Нина Александровна Пустобаева. Гости посетили музеи Пугачева, Пушкина, Ханскую рощу, мемориал Героев войны у Стелы и, конечно, музей «Старый Уральскъ», в котором экскурсию проводил Александр Ялфимов.

Во время посещения выставки в зале звучала музыка, и мало кто знал, что мелодию этого вальса написал сам Александр Сергеевич Грибоедов.

Захар Нухимович Брон появился в выставочном зале задолго до начала концерта, ведя за руку маленькую девочку, а потом охотно фотографировался со всеми желающими.

Казалось, что у скрипки есть душа…

Концерт долго не начинали: к Захару Брону, который сидел в зале, выстроилась очередь из желающих взять автограф. А потом зал был просто ошеломлен виртуозной игрой юных музыкантов.

Эдуарду Даяну всего четырнадцать лет. Но он уже выступал с симфоническими оркестрами на сценах Армении, Ливана, Литвы, Швейцарии, обладатель диплома международного конкурса «Щелкунчик», премии Лондонского конкурса классической музыки, специального приза за участие в мастер-классе профессора Брона. В 2022 году Эдуард Даян стал лауреатом конкурса Леонида Когана и получил первую премию на конкурсе в Литве.

София Деметриадес ровесница Эдуарда, ей тоже четырнадцать лет, и она тоже лауреат многих международных конкурсов. Эдуард из Армении, София из Великобритании, но, судя по фамилии, гречанка. Она получает стипендию фонда «Левентис» под покровительством маэстро Мариоса Пападопулоса, а также стипендию правительства Великобритании. София – ученица профессора Брона, а также посещает Королевскую Академию Музыки в Лондоне. Она обладательница «Золотого Щелкунчика», участница престижного конкурса в Сан-Вито.

В исполнении юных музыкантов прозвучали произведения Мендельсона, Чайковского, Генриха Вильгельма Эрнста. Фантазии на темы оперы «Фауст» Гуно-Венявского, которые виртуозно исполнила София Дементриадас.

Как эти дети играли такие сложные произведения! Скрипка в их руках то пела, то плакала, то ликовала, то грустным шепотом пробегала по залу, то рассыпалась серебристыми колокольчиками, то звучала тревожным набатом. Даже люди, далекие от музыки, не могли остаться равнодушными к этим волшебным звукам.

А когда эти два подростка исполняли «Наварру» Пабло Саррасете, зал просто замер в восторге: совершенно синхронные взмахи смычка и непостижимый бег пальцев по струнам, и – божественный звуки, от которых замирает душа.

Тео Гертлеру пятнадцать лет. Он из Словении, лауреат больших международных конкурсов, обладатель Гран-при престижного конкурса в Люблине, второй премии «Щелкунчика». Занимается музыкой с пяти лет. Тео покорил слушателей потрясающим исполнением сонаты Брамса.

Сара Драган старшая среди этих юных музыкантов, ей 23 года, десять из них она занимается в школе Захара Брона, знает русский язык. За ее хрупкими плечами победы и Гран-при почти в шестидесяти музыкальных конкурсах скрипачей Европы, Азии и США. На концерте Сара Драган исполнила сонату Прокофьева.

Партии фортепьяно для всех исполнителей исполняла выдающаяся пианистка Ирина Виноградова, бессменный концертмейстер и соратница Захара Брона.

Каждому исполнителю зал аплодировал подолгу, с овациями, музыкантам приходилось по нескольку раз раскланиваться, прижимая к груди свои скрипки. Благодарность зрителей для них важна. Но самый главный ценитель и судья выступлений юных музыкантов – это, конечно, их учитель, который сидел в зале. Ведь Захар Брон считает, что в искусстве игры на скрипке нет предела совершенству.

«Тот, кто мыслит, что они уже верх всего, то это уже начало деградации. Но у меня таких не бывает», – сказал Захар Брон.

В Швейцарии у него своя, оригинальная Школа. И попасть туда мечтают очень многие. У маэстро уникальный дар – с первых нот угадать творческий потенциал юного скрипача.

Ирина Виноградова, которая работает с Броном 35 лет, не перестает удивляться гениальному музыкальному дару и педагогическому таланту Брона. Вот что она пишет о нем в книге, которую готовит к изданию:

«Смысл и святость существования Брона в том, что он не позволит хотя бы в одной клеточке организма застрять и погибнуть капельке таланта. Он вытащит эту капельку, соединит с другими в один поток, и талант засверкает своей неповторимостью. …Брон дает человеку шанс состояться, полностью реализовать себя в жизни. Для него нет возрастных цензов. Только одно условие – дарование. Тут он расцветает, забывает обо всем на свете. Удивительно работает с детьми! Никаких упрощенностей и снижения планки требований, только голос нежнее, глаза – мягче. Дети уходят с урока со своим личным убеждением: ничего важнее, интереснее, чем игра на скрипке, в жизни – нет. …Невозможно понять и сумасшедший, бешеный ритм броновской жизни, беспрерывную работу с полнейшей отдачей до изнеможения, опустошенности, востребованность его огромным количеством людей ждущих, надеющихся, просящих, и, соответственно колоссальную нагрузку, которую он взвалил на себя и тащит вот уже какой десяток лет!».

Уральск может гордиться: великий музыкант и педагог родом из нашего города. И мы слышали вживую его скрипку и музыку его учеников – юных Паганини.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top