Вперед, в прошлое

9 ноября 2017
0
1584

Областной историко-краеведческий музей продолжает выездные экскурсии. Лучшие экспонаты представлены в восьми районах области. Увидеть их смогли более трех тысяч человек. Совсем скоро выставки пройдут в Каратобинском, Таскалинском, Казталовском и Зелёновском районах. Помимо древних исторических ценностей, частью выставки являются картины известного уральского художника Сакена Гумарова.
О том, как проходит знакомство с национальной культурой, рассказала научный сотрудник экспозиционного отдела Рысты Бисенгалиевна Кажушева.

– Данное мероприятие мы проводим в рамках программы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», – рассказала она. – В своем выступлении Елбасы отметил, какое значение в эпоху модернизации имеет духовное возрождение. Цель, которую он поставил перед всеми нами – вхождение государства в число 30 самых развитых стран мира. Это невозможно без духовного стержня.

Духовное возрождение Казахстана началось не сегодня. С 2004 года была реализована программа «Культурное наследие», направленная на обновление историко-культурных памятников, в 2013 году в рамках еще одной программы – «Народ на волнах истории» – в ведущих мировых архивах собраны важные документы, касающиеся истории нашей страны.

В этом году Главой государства опубликована статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В частности, речь идет о создании проекта «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана».

У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей.

Необходимо создать единое поле, цепочку важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений.

Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников Казахстана и сакральных мест. Все они должны образовывать каркас национальной идентичности.

Когда говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика.

Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть символическая защита и источник гордости. Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям. К тому же стране есть что представить, чем гордиться. Наша область не исключение.

Жемчужиной передвижной выставки стала экспозиция «Алтын Ханшайым». Жители даже самых отдаленных районов могли увидеть уникальные артефакты из самого древнего в Казахстане «золотого» захоронения. Не случайно особенный интерес проявили жители Теректинского района, известно, что «Золотая принцесса», как назвали ее археологи, была найдена во время полевого сезона 2012 года в кургане на территории этого района. Захоронение оказалось нетронутым, то есть в полной сохранности. А обнаруженный материал по информационной насыщенности был настолько значимым, что понадобилось два года исследовательских и реставрационных работ, чтобы достоверно и в полном объеме установить важность находки. В этой огромной работе принимали участие наряду с казахстанскими учеными их коллеги из Японии, Германии и России. Полученные данные свидетельствуют о том, что в кургане была похоронена женщина знатного происхождения, скорее всего жрица, о чем свидетельствуют порядка ста золотых украшений, а также зеркало, нож, бронзовый котел и жертвенник, то есть ритуальные предметы, которые, согласно поверьям, необходимы в загробной жизни. И хотя, по мнению историков, этот памятник относится к концу VI-началу V века до н. э., все они изготовлены настолько искусно, что чувствуется рука настоящего мастера.

Историю экспонатов рассказывали экскурсоводы музея, которые участвуют в передвижной экспозиции. Сотрудник музея Мулдир Тулегеновна Саттарова подробно отвечала на вопросы сельчан. А интересовало многое, к примеру, как проходил обряд захоронения. В составе группы был дизайнер Азамат Булатович Темиров, заведующий музеем имени Сакена Гумарова Ермек Ерикович Айдарханов.

Даже простые люди понимали всю уникальность исследований. Для того чтобы «расшифровать» информацию, полученную через толщу столетий, понадобились огромные усилия и специальные знания. Все вещи, находившиеся в могиле, оказались обугленными и деформированными. Чтобы они не рассыпались в прах, пришлось применить единственно эффективный в данном случае метод их извлечения – вместе с почвой, крупными блоками, которые затем доставлялись в мастерскую на рентгенографическое исследование. По мнению ученых, сделано было настоящее открытие. Так, головной убор женщины представляет собой остроконечную шапку. У Геродота есть запись о саках-тиграхауда, которые носили такой наряд. Это позволяет уточнить время и место их проживания, связав с племенами савроматов и ранних сарматов, кочевавшими по территории Казахстана. Особую ценность представляет гребень «Золотой принцессы». Не исключено, что на основании полученных с его помощью данных будут пересмотрены некоторые привычные представления о той далекой эпохе. Поэтому о его восстановлении следует рассказать более подробно. Рисунок на гребне, считают ученые, настоящий кладезь ценнейших сведений и одновременно настоящее произведение искусства. Он вырезан на цельном куске дерева и украшен вкраплениями из других пород. Двустороннее изображение, выполненное искусным художником, представляет собой сцену боя. Оно уцелело только потому, что гребень находился внутри своеобразной «шкатулки», короба, куда были помещены и другие предметы. Поэтому дерево тлело без доступа воздуха. В полевых условиях изображение закрепили парафином, да и в мастерской обращались с ним предельно осторожно. Сложность состояла в том, что приходилось одновременно восстанавливать обе стороны. Но и с этой задачей реставраторы справились поистине мастерски. Для того чтобы выявить каждую черточку резьбы, расчистка всех фрагментов проводилась под микроскопом. Пошаговая работа по изучению деталей композиции заносилась в эскиз компьютерной программы, а затем поэтапно воссоздавался полный рисунок. Такая кропотливая работа полностью себя оправдала. На гребне изображена сцена боя между воином-авроматом и персидской боевой колесницей, запряженной парой коней с возничим и стрелком. И хотя трактовка сюжета имеет несколько вариантов, у историков есть все основания предполагать, что он относится ко времени первых проникновений персов в степь, когда войска Дария столкнулись с сопротивлением кочевников. Это вполне обоснованный повод по-иному взглянуть на события тех далеких лет.

Одежда жрицы, украшения также содержат огромный объем информации, свидетельствующей, что уже в ту далекую эпоху номады играли значимую роль в распространении ремесел и культуры того времени на пространствах евразийской степи. Достаточно сказать, что древние ювелиры владели различными способами изготовления украшений. Это методы ковки, гравировки, тиснения и инкрустации. Ученые Казахстана и России побывали в сакральных местах – средневековых городищах Жайык и Жалпактал, расположенных на территории области, посетили священный Сарайшык. Подводя итоги совместной работы, отметили, что сотрудничество в рамках единого географического пространства позволяет пополнить багаж знаний о евразийском перекрестке, где проходили караванные пути и существовали города для их обслуживания. Это весомый вклад в изучение истинной, не идеологизированной истории.

Эта работа вполне соответствует целям, определенным Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Как очень верно и образно сказал Елбасы, «не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю». Для нас представляет огромный и равновеликий интерес эпоха средневековья, которая является важным периодом для становления казахской государственности, и еще более далекое прошлое нашего края, когда в Великой степи формировалась неповторимая культура кочевников.

Фото из архива областного историко-краеведческого музея
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top