В созвучии времён
Честно говоря, я испытываю чувство гордости оттого, что у нас в столице имеется такой музей, по которому можно бродить часами, узнавая новое, вспоминая старое, удивляясь экзотическим и оригинальным вещам, уникальным артефактам, любуясь раритетами. Каждый зал Национального музея Республики Казахстан – целая повесть, калейдоскоп эпох, перипетии судеб, событий, фактов… Музей в Астане – не просто собрание экспонатов, там всё живо, ёмко и наполнено своеобразной энергетикой.
Бескрайность
Побывав в музее, я хотела начать рассказ о нем с первого этажа – зала древней и средневековой истории Казахстана, и это логично. Но выставки современного искусства меня так захватили, восхитили, что, пожалуй, начну с этого. Тем более, что одна из них, названная «Бесконечностью», глубоко символична и созвучна самому музею, так как экспонаты в его залах демонстрируют бесконечный эволюционный процесс, в котором есть прошлое, настоящее и будущее.
Для нас настоящее является таковым, а для последующих поколений оно совсем скоро станет прошлым. Ну а если уж быть точными, то пройденная секунда – это уже прошлое. И все это взаимосвязано, взаимозависимо, переплетено, и рождает последующее… В том числе человека, животных, растения, технологии, чувства, эмоции… сам мир. И все мы вытекаем из чего-то, перетекаем, трансформируемся, ощущаем… осознаем. Вот мы и дошли в своих рассуждениях до ключевого слова – осознание.
Именно осознание лежит в основе творчества Куата Аскарова, сумевшего на своих полотнах отразить незримые нити взаимосвязей в жизни.
Работы «Веретено жизни», «Степная сага», «Ода тулпару», «Степной Икар» и другие буквально завораживают.
На переднем плане древо жизни, непростое, его корни и низ ствола олицетворяют предков рода: аксакала и аже, чуть выше – семейная пара в объятиях друг друга, поодаль невысокая возвышенность, в ней проглядываются образы молодых людей, возможно, Козы Корпеша и Баян Сулу, табун лошадей.
Сразу, как только я вошла в выставочный зал с его картинами, почувствовала необыкновенное ощущение легкости, света, теплоты и такого комфорта, словно меня коснулись ласковые лучи солнца. Большинство его работ выполнены в мягких золотисто-желтых цветах, символизирующих жизненную энергию, в тонах охры, от светло-желтого до коричневого. На картинах нет свободного места, правильнее сказать – пустого, поскольку горы, небо, облака и даже воздух содержат образы: воздушные, невесомые как дымка, гармонично сочетающиеся с окружающим пространством.
Бывает, смотришь на картину и слышишь сопутствующую мелодию, здесь же не всегда получается, ибо каждая картина, если так можно выразиться, многокомпозиционная, в каждом ее фрагменте свои темы и сюжеты, тонко взаимоувязанные. Художник напоминает нам, что все мы – одно целое и связаны между собой генетикой, духом, традициями, образом жизни. В данном конкретном случае речь идет о казахском этносе – его родном народе, его культуре и обычаях.
В общечеловеческих мерках это не имеет значения, можно взять русский этнос или любой другой и там также будут просматриваться свойственные ему особенности. Главное – осознать, что мы едины и зависимы друг от друга. Именно это исходит от воплощенных Куатом Абусагдиевичем идей. Идей мира и добра, поэтому картины несут позитивный миротворческий настрой. Осмелюсь сказать, от них исходит такая же благодать, свет и назидания как от библейских сюжетов. Они проповедуют гармонию, преемственность поколений, порядок мироустройства.
Автор использует в творчестве символизм и метафоры, применяя разные приемы и средства. У него соседствует реализм и сюрреализм, что делает картину философской, еще более усиливает восприятие и побуждает к размышлениям. Как известно, автор, работая над произведением, подразумевал что-то свое, а зритель, используя воображение, видит и «читает» по-своему, интерпретирует.
Однозначно, работы отражают дух и культуру степных кочевников, их чаяния. Чувствуется, с какими добрыми помыслами и любовью они написаны, с желанием передать потомкам культурное наследие.
Куат Аскаров родился в 1961 году в Карагандинской области в г. Темиртау. Как сам вспоминает, однажды соседский мальчик нарисовал какой-то рисунок, он посмотрел и последовал его примеру. Получилось намного лучше, это занятие заинтересовало его и увлекло. Впоследствии окончил художественное училище имени Н. В. Гоголя в Алматы. Работал художником-оформителем в карагандинских художественно-производственных мастерских, затем – руководителем.
В детстве, бывая у родственников в селе, с жадностью впитывал окружающее – быт, уклад, что позднее нашло воплощение в полотнах. На его счету четыре персональных выставки в Алматы, Астане, Темиртау, именно в таком порядке они проходили. С 2008 года Член Союза художников Казахстана. Лауреат премии акима Карагандинской области в номинации «Лучший художник года» (2014 г.), лауреат золотой медали имени А. Кастеева «За лучшее творчество» (2015 г.).
(Продолжение следует)