В созвучии времён
(Продолжение. Начало в № 46, 47)
Да уж! Работы Асхата Ахмедьярова будоражат необычностью, «незамыленностью», куражом, креативом, заставляют мыслить, философствовать. Никто из посетителей выставки не остается равнодушным – у всех удивление или восхищение. Художник работает ярко, мощно, экспрессивно, в разных жанрах: живопись, фотография, инсталляция, видео, перфоманс…
Прорыв
Сразу, как только входишь в зал современного искусства Национального музея РК, тебя встречает множество… стульев. Но на них не присядешь, и не потому, что не разрешат – просто не сможешь: сиденья стульев расположены на высоте двух метров от пола. Высоко. Возникает недоумение, улыбка: что хочет сказать нам автор своей инсталляцией «Высокие отношения»?
Далее следует серия весьма занятных фотографий: «Номад», не укладывающихся в сознание. Посреди степи стоит кровать, старая, железная, с сеткой, на ней лежит мужчина – наш современник, сам художник, и… смотрит телевизор, переключая пультом телевизионные каналы. На следующей – он благоустраивает воображаемую квартиру, пытаясь прибить картину на «воздушную» стену (?!). Или – протягивает руку к двери, стоящей в чистом поле, с намерением открыть ее, войти в комнату. Не менее потрясает и снимок с деревом, на ветках которого висят не листья, не плоды… стулья.
А вот уже другая тема. Мужчина в белой смирительной рубахе, с завязками на спине, в которые облачали пациентов в психиатрических больницах в прошлом веке (сейчас, не знаю, есть ли такая практика). Он целует скульптуру. Фото называется: «Поцелуй немого». Из этой же серии «Парижская опера», «Сила цвета». Зрители рассматривают, переходя от одной работы к другой, вначале улыбаются, затем озадачиваются, и видно, что у них «ломаются» мозги. Чем дальше рассматриваешь экспозицию, тем больше…
Кстати, нечто подобное испытали и западные поклонники искусства на биеннале в Венеции в прошлом году, когда экспонировалась его выставка «Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана». Чуть раньше ошеломил он «Лабораторией абсурда» в Париже. Именно там и зародилась идея этой выставки в проектах с IADA – международной ассоциацией развития искусства. Кураторами стали Поль Арден и Дина Байтасова.
В следующем зале через проем обрушенной стены демонстрируется видеоролик, в котором на фоне степи стоит девочка, дочь художника, с развевающимся за ее спиной огромным куском ткани, словно шаром-парусом, готовая вот-вот взлететь. Звучащая мелодия и это видение не отпускают зрителя – таким счастьем светится ее лицо. Чуть позже я узнала, что в день открытия выставки состоялся перфоманс: художник кувалдой разбил стену, которую сам возвел до этого. Там оказалась комната с проектором, благодаря которому мы видим это «кино». Был и другой перфоманс: «Цвета иррациональности», дань памяти жертв психиатрических клиник советского периода, когда неугодных кому-то, неординарных людей или выдающихся личностей «ломали» и подавляли с помощью психотропных препаратов. Длинные рукава разноцветных рубашек символизируют энергию, духовный мир пострадавших.
Немалый интерес вызывают еще две инсталляции: «Корневая система» – большого размера полусфера, «собранная» из переплетенных в клубок корней, – расположенная на отражающей поверхности, и – парк с деревьями, посаженными в прямоугольные деревянные кадки.
… А вот и пояснения автора. Инсталляция «Высокие отношения» отражает мировое социальное неравенство. Когда-то люди, сидевшие за одной партой, питавшиеся из одной чашки, по прошествии времени могут оказаться в разных измерениях, не только материального, но идейного восприятия мира. Как бы человечество не стремилось к гармонии, в мире наблюдается диспропорция и неравенство, в том числе и в социальной сфере.
Космологическое, центробежное движение галактик Большого взрыва становится иллюстрацией таких же движений в человеческом обществе. Подобно звездным системам мы разлетаемся от центра – человеческого единства – в разные стороны и увеличиваем расстояния между собой. «Куда мы летим? – задается вопросом автор. – Инсталляция со множеством стульев – это фатальность отдаления людей друг от друга, некая диалогия разлетающейся материи после Большого взрыва в космосе.
Исследования науки о космосе подтверждают, что скорость распространения видимой материи во Вселенной, согласно теории Большого взрыва, увеличивается. И как мне думается, этот же принцип проецируется на взаимоотношения в обществе. Мы тоже «разлетаемся». Наши взаимоотношения меняются. Находясь на разных континентах, мы можем теплую человеческую улыбку заменить смайликом, согласие – лайком; подобно гражданину Рима направить большой палец вниз, тем самым где-то очень далеко кому-то подписать приговор. Мы «разлетаемся», но и в этом парадокс, мы не чувствуем себя одинокими. Более того, в этом адском одиночестве нам сегодня комфортно».
Инсталляцией «Корневая система» художник акцентирует, что потребительское отношение к Земле есть медленное уничтожение самого человечества. Земля – живой организм, и негативные события и конфликты, происходящие на ней, вмешательство в ее структуру, отражаются не лучшим образом. Процесс инвалюции природы скоро даст свои «плоды». Действия человека не проходят бесследно, они, подобно корням, разрастаются, оказывая влияние на будущее. «Сфера – «корневая система деяний» – зависла в пространстве. Мы, зрители, оказались в разряженном космосе в роли сторонних свидетелей, созерцающих нами самими созданную сферу…», – говорит автор, которого волнуют проблемы глобализации, социального неравенства, смешения культур, экологии.
Автор назвал свою выставку «Единственное множественное». На мой взгляд, она созвучна закону единства и борьбы противоположностей. Выставка планировалась на летний сезон, однако ее продлили, и я очень рада, что смогла увидеть её и рассказать вам. В его работах – сильных, смелых – удивительное сочетание статичности и динамизма, иронии и драмы, насмешки и надежды, горечи и радости. Исходят энергия, экспрессия, пронизывающие наше сознание, заставляющие размышлять над существующей действительностью, возникающими новыми проблемами… Думать, что-то совершать…
Асхат Ахмедьяров – 1965 года рождения. Окончил художественное училище в Шымкенте, участвовал в нескольких выставках шымкентского «Транс-Авангарда».
Наибольший резонанс вызвали его перфомансы: «Транс-диалог с Ван Гогом» в Алматы, «Великий лжец», «Торай-протон», выставки «No Mad,s Land» в Берлине, «Арт Дала», «Marker», биеннале в Сингапуре, Венеции и многое другое.
И последний штрих к портрету художника: Асхат – наш земляк, брат журналиста Лукпана Ахмедьярова.
(Продолжение следует)