Талант от Бога

1 июня 2017
0
2083

Сегодня ни у кого нет сомнений, народный танец – это искусство. Он рождается по тем законам, по каким рождается язык. Заведующая кафедрой хореографии и культурно-досуговой работы ЗКГУ имени М. Утемисова Карлыгаш Даиргалиевна Айткалиева жизнь посвятила танцам. Родом из Жангалинского района. Танцевать стала в школе. Затем годы обучения в хореографическом училище и в вузе. 10 лет руководила легендарным танцевальным ансамблем «Ақжайық». Сейчас работает со студентами.

Сельская школа. В актовом зале собрались девчонки. Организован танцевальный кружок, хореограф проводит отбор. Оценивает гибкость, длину ног, осанку. Карлыгаш Айткалиевой восемь лет, и она тоже хочет, чтобы ее записали. По просьбе педагога плавно поднимает руки вверх, тянет носок ноги. Ей обещают, она будет частью танцевальной группы.

– Обычный кружок, куда записались, чуть ли не все девчонки, – с улыбкой вспоминает Карлыгаш Даиргалиевна. – Но потихоньку многие из них увлечение оставили. Число участниц значительно сократилось.

Карлыгаш бросать танцевать и не думала. Напротив, отрабатывала движения каждую свободную минуту. Стоя перед зеркалом, вставала на цыпочки, как можно ниже прогибала спину назад. Уже тогда мечтала стать профессиональной танцовщицей. Правда, признаться родителям в этом долго не решалась. Была уверена, ее не поймут. Они математики, окончили физико-математический факультет ЗКГУ. Отец долгое время был директором школы, мама вела предмет.

– В районной газете поместили объявление о наборе. Я обвела его карандашом и подошла к отцу. Показав выделенный текст, со всей твердостью в голосе заявила: «Тут и буду учиться». Представляла, какой разговор меня ждет. Но оказалось наоборот. Мама, конечно, сразу высказала свое неодобрение, но отец поддержал.

Перед дверями недавно открывшегося кульпросветучилища ажиотаж. Те абитуриенты, кто уже сдал вступительные экзамены, ищут свои фамилии в списках поступивших. Счастливчики весело подпрыгивают и довольные выбираются из толпы. В отборочный конкурс входит специальность, абитуриент должен исполнить танец, который определит физические данные и талант от Бога, если такой имелся. Карлыгаш долго думала, что именно будет танцевать. В итоге решила исполнить танец «Қарлығаш». Может быть повезет. То волнение помнит до сих пор. Оценивали исполнение известные в городе хореографы: Лариса Викторовна Станичная и Курамыз Габбасов, организатор и руководитель танцевального ансамбля «Ақжайық».

Заиграла музыка, девушка закружилась в танце. Она еще не могла знать, что через каких-то 10 лет возглавит легендарный ансамбль сама.

В течение трех лет студенты постигали науку. Большую часть времени проводили у станка. На профессиональном языке эти занятия называются экзерсис. Идет разминка: девушки тянут носки, вытягивают руки полукругом над собой. Ровные спинки, красивые руки и ноги – кажется, что все правильно. Стороннему наблюдателю не уловить тех ошибок, которые видны педагогу. Но он поправляет: у одного нога «смотрит» не в ту сторону, у другого неправильное положение головы.

Только с виду кажется, что это легко, но находиться в позиции не так просто.

Родители надеялись, что после учебы дочь вернется домой. Но Карлыгаш увидела объявление. Черным фломастером на альбомном листе сообщалось о приеме на хореографический факультет Чимкентского института имени Аль-Фараби. Она решила попробовать силы.

– От гениальной идеи, которая возникла в моей голове, я не сдержалась и вслух произнесла: «Вот сюда-то мне и надо». В этот самый момент за спиной у меня стоял Курамыз Бердыгалиевич, которого я не заметила. Он услышал, повернул меня к себе и сказал: «Поедешь, поступишь, вернешься и возглавишь ансамбль «Ақжайық». Все так и случилось. В Чимкенте училась пять лет. Все это время танцевала в известном ансамбле «Қаракөз». Он был лауреатом многих республиканских и международных конкурсов. И там у меня были великолепные педагоги. После окончания института вернулась. Пригласили работать на кафедру хореографии в институт искусств имени Даулеткерея. Через три года начальник управления культуры Максут Константинович Умаргалиев предложил возглавить ансамбль «Ақжайық». Художественным руководителем его я была 10 лет.

«Ақжайық» – часть Карлыгаш, ее творческой жизни. Она признается, это были годы плодотворной работы. Коллектив непрофессиональных танцоров под руководством Курамыза Бердыгалиевича конечно, уже громко заявил о себе. Карлыгаш уверена, ей досталось богатое наследство, которое она старалась не только сберечь, но и приумножить. Без этого танцевального коллектива не обходится ни одно серьезное культурное мероприятие. Он давно стал визитной карточкой области. Неоднократный победитель как республиканских, так и международных танцевальных конкурсов. Не одно поколение юных танцоров прошли через школу ансамбля. Здесь раскрывали свои способности, учились раскрепощению и свободе самовыражения, дисциплине и ответственности ведущие хореографы области.

– Ансамбль «Ақжайық» – настоящий праздник танца и творчества, которого так ждут и зрители, и сами танцоры, – говорит Карлыгаш. – Организован он в 1974 году на базе кружков художественной самодеятельности при Уральском педагогическом институте имени А.С. Пушкина. Танцевали в нем студенты филологического факультета. Ансамбль посетил с выступлениями многие страны, в том числе Бельгию, Норвегию.

Трудно определить, сколько в репертуаре танцевальных номеров. Их невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются, по количеству танцоров, название также определяет рисунок танца. Но во всех постановках есть что-то общее, характерное для казахского танца вообще: изящество, грация, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Хореография народного танца не нуждается в переводе – она понятна в любом уголке земного шара, где бы ни выступал ансамбль.

– Когда ты видишь лица зрителей, и все два часа концерта они живут вместе с артистами одной жизнью, когда улыбка не сходит с их лиц, это и есть настоящий успех, – признается Карлыгаш.

Через два года ее руководства коллектив завоевал золотую медаль на танцевальном конкурсе в Турции. Через несколько лет успех в Турции повторили. В 2005 году снова этот конкурс, но она уже в качестве главного балетмейстера районных ансамблей Акжайыкского, Сырымского и Бурлинского районов. В итоге снова первые места.

Члены иностранного жюри высоко оценили уровень подготовки. Выделили их среди сильных коллективов из Греции, Болгарии, Грузии. В выступлении отметили традиционность исполнения, национальный колорит, фольклорность, костюмы и, конечно, саму постановку танца.

Возможно, сотрудничество с ансамблями продолжилось бы. Но Карлыгаш хотелось продолжить учебу, она поступила в аспирантуру.

Сегодня является руководителем кафедры хореографии в ЗКГУ. Учит студентов азам профессии, а главное – умению нести радость зрителям.

– Студенты должны понимать, что хотят передать танцем, ведь каждый жест, каждое движение имеет смысл, – объясняет она. – Танец – это разговор, повествование, история. И потому каждый танцор, сохраняя свою индивидуальность, должен выразить то, что задумывал хореограф.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top