Своё дело смолоду

17 января 2019
0
1713

Готовить предпринимателя в школе или в заведении системы профтехобразования. Такое утверждение многим покажется странным и не без оснований. Ведь предпринимательство – это талант, готовность жить своим делом 24 часа в сутки. Понятно, одного желания здесь мало. И, тем не менее, у нас в Уральске этому делу учат уже с прошлого года. Правда, пока только в экспериментальном порядке – в школе-лицее № 35.

Первое знакомство с курсом «Основы предпринимательства и бизнеса» состоялось во второй четверти 2017-2018 учебного года. Часть материалов курса была представлена десятиклассникам СОШ № 21 и их родителям. Среди них провели опрос: «Интересен и необходим ли данный курс в школе?». Большинство респондентов ответили: да, предмет нужен, его цели и задачи понятны, а учебные материалы интересны и доступны.

Теория, соединенная с практикой, это как раз то, что нужно человеку, если он думает связать свою судьбу с бизнесом. И закладывать это, по словам Олжаса Ордабаева, управляющего директора департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен», лучше всего в десятых и одиннадцатых классах, когда идет формирование и созревание личности.

В школе-лицее № 35 предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» ведет с начала учебного года учитель экономики А.М. Сурова. Учебник, по которому занимаются здесь учащиеся 10 «б» класса, теперь проходит полноценную апробацию. На площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» в Астане соответствующую подготовку прошла группа педагогов, в числе которых и А.М. Сурова. Ведь кроме нашего города еще в шестнадцати школах республики старшеклассники начали обучаться в пилотном режиме по новой дисциплине.

Инициатор нового дела – НПП «Атамекен». Такой же курс готовится для учащихся колледжей, пакет соответствующих предложений для вузов.

– Ребята занимаются 2 часа в неделю, – сказала Анна Михайловна. – Этого, считаю, достаточно. В первой четверти они знакомились с введением в предпринимательство. Вторая четверть была направлена на изучение организации компании, составление бизнес-плана, устава и так далее. Третья и четвертая четверти будут посвящены соответственно рынку, ценовой политике и маркетингу, то есть, как изучать спрос и реализовывать продукцию, выстоять в конкурентной борьбе. В 11 классе учащимся предстоит реализовывать стартап-проекты, совершенствовать финансовую грамотность, развивать навыки самопродвижения, изучать стратегию развития бизнеса. Цель курса – познакомить школьников с базовыми понятиями предпринимательской деятельности, развить компетенции, которые позволят выпускникам эффективно использовать собственный потенциал, а в перспективе – создать и эффективно управлять бизнесом.

Анна Михайловна ведет занятия таким образом, чтобы полученные на них теоретические знания подкреплялись живыми конкретными примерами из практической деятельности. Большое впечатление на ребят, например, произвела экскурсия на предприятие «Экспо-Сувенир», с богатой историей, хорошо знакомое многим западноказахстанцам. (Несколько лет назад Глава государства Н.А. Назарбаев одну из работ, выполненных искусными руками здешних мастеров, подарил Бараку Обаме, который был президентом США в то время.)

Директор Л.Ю. Щукина сама встречала юных гостей. Ее заранее предупредили, что данное мероприятие не имеет отношения к обычной профориентационной работе среди воспитанников школ. И Людмила Юрьевна, посвятившая бизнесу многие годы, рассказала о своем видении деловой жизни страны, каким должен быть сегодняшний человек из мира бизнеса. Он должен все время двигаться вперед, быть разносторонне грамотным, контролировать все процессы, протекающие в его компании, умело настраивать на достижение целей персонал, находящийся у него в подчинении. И трудиться неограниченное количество времени, столько, сколько это нужно в интересах дела.

Свои представления об организации производства в компании лицеисты расширили, побывав в ТОО «Уральский трансформаторный завод», разместившемся на площадях бывшего приборостроительного завода «Омега». Продукция предприятия пользуется большим спросом не только в Казахстане, но и в России, а также в других странах ближнего зарубежья. Этот успех объясняется не только тем, что костяк трудового коллектива составляют опытные, высококвалифицированные рабочие и инженеры. Производство оснащено современным технологическим оборудованием, используются новейшие технологии.

Коллеги Суровой отмечают, что ее уроки отличаются высоким уровнем профессионализма. Ко всему, что бы ни делала, она подходит с глубоким знанием предмета и желанием использовать все доступные средства и приемы, которые позволили бы учащимся лучше усвоить заданный материал, раскрыть и развить имеющиеся у них задатки и способности. А еще ее как специалиста отличает постоянное стремление ко всему новому и передовому. Вот и сейчас, выйдя на пенсию, она осталась в строю, чтобы поддержать инновационный проект.

За долгие годы успешной работы в системе образования – до школы-лицея № 35 А.М. Сурова более 25 лет преподавала в школе № 21 – она была удостоена многих грамот и благодарственных писем, в частности, от профильного министерства, акимов области и города. Имеет знак «Үздік ұстаз» отдела образования города Уральска. Более двадцати лет преподает она экономику по авторским программам, что в значительной мере помогает ей в сегодняшней работе.

– За этот период, – рассказывает Анна Михайловна, – более шестидесяти моих учеников стали призерами различных олимпиад, турниров и конкурсов по экономике (от городских до республиканских). Выпускники СОШ № 21 Тогай Темирлан и Сердалиев Азамат получили бесплатно высшее экономическое образование, завоевав в свое время гранты на республиканских турнирах школьников по экономике. В настоящее время они успешно реализуют себя в бизнесе. Я признательна моим коллегам из 21-й школы и школы-лицея № 35, так как формат различных соревнований по экономике требует разносторонней подготовки, не только экономических знаний, а также знания математики, географии, информатики, английского языка, умения писать эссе. И, наверное, не случайно в данном республиканском пилотном проекте на разных его этапах оказались эти школы. Именно они: СОШ № 21 (директор Шаркубенова Л.С.), где уроки экономики велись более 20 лет, школа-лицей №35 (директор Черыкаев Л.Г.), где уже 5-й год существует экономический профиль, предоставили возможность учащимся получать полновесное школьное экономическое образование, когда самостоятельный предмет экономика исчез из школьного расписания.

Каким бы опытным и талантливым ни был педагог, все же он достаточно далек от предпринимательской деятельности. Поэтому в рамках проекта за учителем и классом областной палатой предпринимателей закреплен бизнес-тренер М. Каженов. На это же – улучшение качества занятий – «работают» и встречи с предпринимателями, посещения субъектов малого и среднего бизнеса.

– Было бы вообще замечательно, – заметила педагог, – если бы ребята еще до окончания школы почувствовали вкус предпринимательства. Почему бы при школе не открыть, например, небольшую производственную компанию, где руками юношей и девушек изготовлялись бы, допустим, различные предметы рукоделия, сувениры. Такой опыт в республике уже есть – в Кызылорде. Накоплен он в рамках реализации программы «Школьная компания» Общественного Фонда «Джуниор Эчивмент Казахстан», значительное время занимающегося вопросами экономического образования школьников нашей страны и реализующего в этом направлении интересные проекты как самостоятельно, так и совместно с республиканским научно-практическим центром «Дарын». Введение нового курса вселяет надежду, что подобные инициативы найдут правовую и другую практическую поддержку в республике.

Программа строится таким образом, что кроме материалов самого учебника, выпущенного одним из республиканских издательств, предполагается создание платформы для онлайн-работы учащихся. Им предоставят возможность зарегистрировать собственный профиль с ведением истории работ, результатов обучающих игр и так далее. Данная платформа будет тесно связана с учебником.

Недавно в Уральск приезжала один из его авторов – А.А. Сейтенова. Она побывала на занятиях
А.М. Суровой, ознакомилась подробно с учебным процессом и в целом осталась довольна: «Дети замечательные, впитывают все сразу и задают конструктивные вопросы». Асемгуль Алпысовна рекомендовала ребятам уже сейчас активно участвовать в разработке бизнес-проектов и не бояться пробовать реализовывать стартапы в реальной жизни. Анна Михайловна благодарна ей за ценные советы.

– Хотелось чтобы были переработаны учебник «Основы предпринимательства и бизнеса» для 10 класса и методическое пособие. Учебник для 11 классов по данной дисциплине я пока не видела, поэтому судить о нем не могу. В чем, на мой взгляд, упущение? – Анна Михайловна берет в руки одно издание, затем другое, поменьше. – То, что толще, – это учебник, потоньше – методическое пособие, предназначенное для нас, педагогов. А должно быть наоборот. Просто часть информационного материала, явно «учительского», содержащего решения, ответы, советы по проведению игр и прочее, по ошибке была адресована детям. На курсах в Астане вместе с другими тьютерами с нами работали авторы учебно-методического комплекса Е. Дуйсенханов, Д. Ханин, А. Сейтенова, С. Щеглов. Они обладают глубокими знаниями предмета, креативны, мобильны, используют потенциал общественности, открыты для конструктивной критики. Озвученное выше пожелание мы высказали еще в августе. В процессе апробации курса появляются новые предложения, пожелания. Надеюсь, что к началу нового учебного года, когда дисциплина будет внедряться уже во всех десятых классах школ республики, ребята получат обновленный вариант учебника, а учителя полноценное методическое пособие.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top