Стильная старина
Марина Имангалиева несколько лет назад всерьез занялась лоскутным мастерством. В современном мире этот стиль называют пэчворк. Кусочки разноцветных тканей разных геометрических форм она соединяет по принципу мозаики. Получаются одеяла и декоративные подушки, с национальным колоритом. Марина рассказала, как она стала рукодельницей и почему ремесленник – это профессия будущего.
– Марина, как началось?
По профессии я финансист.После окончания вуза некоторое время работала на госслужбе. После рождения первого ребенка ушла в декретный отпуск и начала шить, причем не только для себя, но и на заказ.
Сначала детскую одежду. Национальным видом «Құрақпен тігу» занимаюсь два года. Многим нравились мои работы, поступали заказы. Со временем узнала, что в городе много рукодельниц. У каждой свое направление. У меня мастерской нет, пришлось одну из комнат нашего дома выделить. Сейчас я много шью. Это и комплекты постельного белья, а также принимаю заказы на наволочки құрақ көрпе в стиле мозаика или абстракции.
– А кто учил шить?
– Можно сказать, специально никто не учил, но в детстве я видела, как мои бабушки сидели на швейной машинке и сооружали из остатков ткани құрақ көрпе, шай көрпе, одежду. Моя мама тоже была швеей и в свободное время она тоже «мудрила». У меня всегда были нарядные платья и сарафаны.
– Ваши изделия сшиты по старинной технике, но в то же время очень современны.
– Техника шитья старинная, но я все-таки продумываю дизайн так, чтобы в современной квартире эти вещи смотрелись гармонично. Использую тона и оттенки ткани. Например, в моде матовый велюр, производства Турция. Сама текстура велюра сдержанная, она гораздо плотнее, чем бархат, поэтому и изделие выгляди богаче, стильней.
То есть, я пропагандирую национальные традиции шитья путем совмещения старой и новой техники. Но в своих работах не использую вырезанные орнаменты.
Они у меня образуется путем сложения мозаик.
– Насколько сегодня лоскутное шитье пользуется спросом?
– Изделия, сделанные в технике пэчворк, стоят дорого. Цена складывается из дорогого сырья и трудозатрат. Цена набора может стоить 50 тысяч тенге. Туда входит одеяло с покрывалом, две наволочки одного размера и две – другого. Проблем с продажами нет. Очередь всегда выстраивается наперед. Но, на самом деле, для очереди не нужно много людей. Всего два-три заказчика в месяц – иначе просто я не успею выполнить работу.
Если «сидеть» на изделии, сделанном из вторичного сырья, оно будет изнашиваться и прослужит не больше трех лет. Для того чтобы оно служило долго, я использую дорогой материал.
Казахский народ большое внимание всегда уделял корням, предкам. Если у дерева нет корней, на нем не вырастут новые ветки. Если мы не будем возрождать нашу культуру и национальную идентичность, будущего у нашей страны не будет. И свою функцию в этом выполняют ремесленники – это люди, в которых слились самые лучшие качества предков. И даже в век IT-технологий, когда многие профессии будут упраздняться, останутся ремесленники, потому что сделать работу так как мы никто не сможет. Традиционный курак несет в себе не только полезную функцию, но и энергетику, душу, которую в изделие вложил мастер. К тому же, лоскутные одеяла, как реликвия, передаются по наследству. И оно восстанавливает силу, которую мы теряем.
– Как продаете свои изделия?
– Продаю через знакомых или через инстаграмм.
Меня уже знают, люди рассказывают друг другу, советуют, а еще я участвую в ярмарках и выставках рукоделия.
Опять же древнее казахское национальное шитье «құрақ көрпе» и «оюлы көрпе» (одеяло с узорами) сейчас в тренде.
В основном заказывают на новоселье, обязательно – на приданое невесты.
Ручная работа в любом случае, красивее и качественнее. Есть возможность выбрать по желанию размеры, дизайн, цвета и виды тканей.
Мною сшитое корпе: покупаю хлопок на рынке. У клиентов обязательно спрашиваю про дизайн и цвет, если заказчик имеет свой выбранный дизайн, тогда шью, как попросят. А если нет предпочтений по дизайну, тогда придумываю сама и предлагаю свои варианты.
– В чем успех собственного дела?
– Во-первых, выбрать по душе, а не то, что модно. Второе – постоянство. Чтобы ни случилось, нужно каждый день в течение двух-трех лет регулярно заниматься. Три года – это кризисное время. Третье условие – качество. Оно должно оставаться высоким. Репутацию, которую вы выстраиваете годами, может испортить пара некачественных изделий.
– Эти вещи выйдут из моды?
– Никогда. Это наша культура. Для кочевников корпе – незаменимая вещь. Наши предки использовали корпе в качестве стульев, кровати, одеяла и ковров. До сих пор в каждой казахской семье есть стопка с корпешками. Они бывают разных видов, на все случаи жизни. Хоть дома стелите, хоть на подарок несите – корпе всегда будут нужны. Тем более ручная работа – это не только модно, но и очень востребовано. Это может стать отличным заработком для женщин, которые владеют техникой изготовления. Их можно делать дома, из любых материалов. И самое главное – есть спрос на эту продукцию. А еще есть удовольствие от работы. Вещь готова, и вся усталость уходит. Остается радость и ощущение счастья – ты можешь что-то сделать не только для себя, но еще и заработать.