Спасают, что могут
Семь лет назад инициативная группа музея «Старый Уральскъ» стояла у этого заброшенного особняка и не испытывала особых надежд на его восстановление, учитывая судьбу других старых домов города. Но сегодня здание, которое выкупил ЗКГУ имени Утемисова, реставрируется. Университет планирует открыть здесь дополнительные аудитории своего учебного заведения.
И это очень логично и символично. Потому что огромный особняк на улице Чапаева до печальной судьбы быть заброшенным, долгое время являлся учебным заведением.
Здание построено в 1878-м году уральским купцом Вяхиревым. Скорее всего, как доходный дом. С 1913 года здесь размещалась учительская семинария, которая готовила педагогов для всей области. С октября 1920 года семинария преобразована в постоянные трехгодичные курсы подготовки учителей начальных классов.
В годы Великой Отечественной войны в здании располагался госпиталь, а после войны открыта школа № 5, директором которой был фронтовик Николай Петрович Бойко и которых – и школу, и директора – многие уральцы до сих пор вспоминают с благодарностью.
В 90-е годы здание приобрел предприниматель, но содержать его не мог. Огромный, на целый квартал двухэтажный дом все больше приходил в запустение и, несмотря на все преимущества – центр города, добротная кирпичная кладка – приобрести его желающих не было: здание заложили в банке. Университет, можно сказать, спас и само здание, и его славную историю учебного заведения.
Сегодня фасад восстанавливает бригада реставраторов, которую возглавляет Александр Радзивилов.
– В бригаде у нас люди самых разных профессий. Например, Константин Кострыгин – музыкант, Александр Синельников – путешественник, автор книг, художник. Объединяет нас одно – любовь к родному городу, желание сделать его лучше, сохранить памятники архитектуры, придающие особый колорит нашему городу, – рассказывает Александр Евгеньевич.
Сам он – художник, влюбленный в Уральск. Много лет не устает рисовать родной город – его дома, улицы, пейзажи. Многие – по нескольку раз. Только изображений Старого собора у него множество. Но при этом он никогда не повторяется – рисует с разных ракурсов, в разные времена года, и каждая картина имеет свое, особое настроение. Считает, что главное для художника именно это – уловить настроение момента.
Но если на своих картинах Александр Радзивилов не стремится к архитектурной точности изображаемых зданий, то в деле реставрации – наоборот.
– Все зависит от степени износа, – говорит Александр Евгеньевич. – Где-то нужно обновить фасад, восстановить лепнину, а где-то упала стена, разрушена крыша.
Поэтому реставратор должен быть и художником, и ремесленником – обладать техническими навыками, уметь работать с инструментами и разными строительными материалами. А также знать историю, культуру, архитектуру, любить свое дело, требующее мастерства и терпения.
Реставрацией старинных зданий Александр Радзивилов занимается давно. Учился этому искусству в Стамбуле, у турецких мастеров. Причем, обучение проходило во Дворце султана рядом с мечетью Ай София – бывшем православном патриаршем соборе Византийской империи Святая София, который в те годы был музеем (в настоящее время – мечеть).
Полученные там знания и навыки очень пригодились при восстановлении ставки Жангир-хана в Урде. Воссоздание единого музейного пространства – дворца, мавзолеев, домов – художник считает удачным примером комплексной реставрации. В Уральске, к сожалению, поддерживают в хорошем состоянии только те старые здания, которым повезло оказаться в собственности государства. Сохранить весь комплекс старинных зданий в центре города не хватает средств – необходимо заменить всю изношенную инфраструктуру, а это требует огромных вложений. Пока у нас в центре чуть ли не каждый год меняют брусчатку, бордюры и ремонтируют арыки.
Реставрация – это максимально полное и точное восстановление здания с применением по возможности тех же материалов и технологий. Внешний вид здания и даже внутреннее устройство и убранство могут воссоздаваться заново в точном соответствии с имеющимися документальными свидетельствами. В этом случае сохраняется всё или почти всё, что было в старом здании, всё, что к нему относилось. Реставрации могут подвергаться архитектурные комплексы, отдельные сооружения, парки. Но даже спасение отдельных зданий, имеющих историческую ценность, художник считает очень важным делом.
В начале двухтысячных Александр Радзивилов принимал участие в восстановлении Красной мечети. Она могла окончательно разрушиться, если бы не предприниматель Хайруллин, занявшийся ее восстановлением. За эти годы реставрировали множество архитектурных объектов культурного наследия: Дом атамана (музей Пушкина, госпиталь УВД), фасад здания епархии, храм при Никольском монастыре. Часто можно слышать упреки в том, что здание отреставрировано, а через несколько лет снова нуждается в ремонте.
– Гарантийный срок реставрационных работ – два года, – говорит Александр Евгеньевич. – Многое зависит от используемых материалов. По мере возможностей мы стараемся использовать те же материалы, что и раньше.
Дом-музей Габдуллы Тукая восстановлен в год столетия со времени отъезда татарского поэта из Уральска. В этом доме, принадлежащем купцу Галиазару Усманову, с 1895-го по 1900 год жил классик татарской литературы. Дом этот, поделенный на квартиры, был на грани разрушения, и, чтобы его восстановить, что само по себе дорогостоящее мероприятие, нужно было обеспечить квартирами жильцов.
В прошлом году восстановлено медресе Ракыйбия, которое находится рядом с Красной мечетью.
– Это действительно настоящее здание медресе, построенное во второй половине девятнадцатого века. У татарского культурного центра денег на восстановление не было – помог Татарстан, – говорит директор музея Габдуллы Тукая Марат Багаутдинов. – Медресе пока не используется как духовное учебное заведение – ждем делегацию из Татарстана, что они скажут. К сожалению, здание медресе Мутыйгия – того, где учился Тукай – не сохранилось.
– Гипсовую лепнину на медресе устанавливал Азат Агишев, реставратор с большим опытом, вместе мы работали восемнадцать лет. Его пригласили на восстановление памятников архитектуры на острове Бали в Индонезии, и в настоящее время он работает там.
Лепнина из гипса – самая прочная, такой же материал использовали и раньше, – говорит Александр Радзивилов.
Художник считает, что власти делают все, что в их возможностях для сохранения культурного наследия города, поощряют предпринимателей и меценатов, в этом участвующих.
Директор музея «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин часто приводит в пример ТОО «Талап», которое выкупило полуразрушенное здание на проспекте и восстановило его в прежнем виде, открыв там свою аптеку. Еще один такой пример – здание бывшей школы № 5, в котором ЗКГУ после восстановления собирается открыть дополнительный учебный корпус.
Сейчас в городе под охраной более сотни памятников градостроительства и архитектуры. Из них восемь республиканского значения и 130 местного. Реставрации памятников культуры и истории вне плана запрещается.
По плану в городе подлежат реставрации или ремонту десять объектов. Это первая Войсковая типография, музей и библиотека, построенные 1836 году (сейчас там находится кожно-венерологический диспансер). В плане – доходные дома купца Овчинникова, Дом атамана; дом врача и больница, построенная в конце 19 века (ныне – поликлиника № 3); Женская гимназия, здание конца 19 века, сейчас вечерняя общеобразовательная школа; департамент казначейства (19 век); здание областного казахского драмтеатра (построен в 2001 году); главный корпус Западно-Казахстанского университета имени Утемисова, 1937-1939 годов постройки; русский драматический театр имени А.Н. Островского (1859 год); Дом купцов Ванюшиных – 19 век.
Из этого списка полностью реализовано восстановление медресе. В театре Островского в настоящее время ремонт.
Многие старые кварталы Уральска уже не спасти. Как пишет архитектор Рустам Вафеев, разрушено и обезображено множество исторических построек, нарушена квартальная целостность, стилистика застройки.
Бригада областной «Казреставрации» спасает, что может. У Александра Радзивилова целая галерея зарисовок исчезающего Уральска. И очень печально, если старый город останется только на фотографиях и в картинах.