Спасать или заболтать?

12 декабря 2019
0
1071

Несмотря на бодрую риторику, бесконечные конференции и семинары, разрекламированные экспедиции, экологическая обстановка на Урале и в его бассейне продолжает ухудшаться. Последствия экологических просчётов усугубляются небывалым маловодьем последних лет. Казахстаном и Россией предпринимаются попытки исправить ситуацию. В связи с этим есть смысл рассмотреть возможные сценарии дальнейшего развития событий.

От работы до катастрофы

Сценарий первый, оптимистичный. В ближайшие пять лет замораживаются все проекты строительства водохранилищ. Наконец-то воссозданный с советских времён казахстанско-российский комитет по Уралу берёт под жёсткий контроль этот и многие другие вопросы хозяйственной (прежде всего водопользование) и природоохранной деятельности в бассейне реки.

Спустя почти 40 лет на Урале проводятся изыскательские работы, позволяющие разумно планировать дноуглубление и дноочищение. По принятым в советское время технологическим стандартам углубляются Чапаевский и Учужный затоны. Садоводы получают возможность без проблем брать воду для полива своих участков. Углубляются Чаган, Рубёжка, Ембулатовка, Быковка, заросшая и заиленная старица в Перевалочной роще. От русла Урала прокапываются каналы к лощинам – регулярно наполняются весенними водами Чапурино и другие пойменные озёра.

Уральскому филиалу РГКП «Казахстан су жолдары» разрешается извлечённую из русла при разработке перекатов ПГС продавать строительным организациям, а не сваливать её в речное ложе, что вызывает недоумение уральцев и гостей города. Путейцы получают новые земснаряды и карчекраны. Успешно завершается уже объявленное углубление Урало-Каспийского канала, благодаря чему улучшается ход рыбы на нерест из Каспия в Урал, восстанавливаются гарантированные для судоходства глубины.

Сценарий второй, «застойный». Всё остаётся, как есть сегодня: болтовня, дежурные призывы спасти Урал и никаких конкретных действий. Негативные последствия нарастают, благодаря чему медленно, но верно создаются условия для экологической катастрофы.

Сценарий третий, пессимистический. Комитет по Уралу не создан. На Сакмаре строят водохранилища, резко падает её сток в Урал до 10-20 процентов (сегодня почти 90 процентов). Выше Уральска создаётся Галицинское (Рубёжинское) водохранилище длиной 180 км и объёмом 6 кубических километров – вдвое больше Ириклы. Перегороженные плотинами Илек, Утва и Барбастау перестают впадать в Урал. «Отшнуровывается» от него годами не углубляемый Учужный затон. Высыхают озёра Чапурино и Шалкар. По речке Солянке, соединяющей Шалкар с Уралом и перегороженной грейдерами, воды весной не могут попасть в озеро. В зловонные лужи превращаются Чаган и Деркул.

Из-за резкого падения стока Урала в его низовьях и дельте погибает рыбное хозяйство, в северо-восточном «углу» Каспия разрастаются очаги осолонения. Ввиду отсутствия углубления Урало-Каспийского канала осетровые не могут заходить на нерест в Урал. Из-за маловодья и отсутствия половодий практически погибают пойменные леса и уникальные заливные луга.

Сценарий четвёртый, «запредельный». Урал не доходит до Каспийского моря. В мелководном Галицинском водохранилище под палящими лучами Солнца «сваривается» рыба. В безвыходной ситуации двадцатиметровую плотину выше Уральска взрывают и чудовищный «коктейль» из болотной грязи и мёртвой рыбы обрушивается на низовья. Третья по протяжённости река Европы – Урал как рыбохозяйственная и судоходная артерия прекращает существование. Потребуются десятилетия, чтобы вернуть реку к жизни.

Комитет на горизонте

Подозреваю, что первый, оптимистический, сценарий вызовет у многих ироническую улыбку: мол, каждый год обещают спасти Урал, но ничего не меняется. Описанные в сценарии события больше смахивают на фантастику… И всё-таки одна зацепка уже есть: Урало-Каспийский канал действительно будет углубляться с весны 2020 года.

Дело в том, что для сооружения газохимического комплекса в Атырауской области необходима доставка особо важного крупногабаритного оборудования с портов Чёрного моря по Каспию. Для этого привлекается казахстанский перевозчик – компания «КазМорТрансФлот». Необходимо в возможно более короткие сроки обеспечить гарантированные габариты судового хода в канале 120-150 см по глубине и 40-80 м по ширине при радиусе закругления 375 м.

В августе 2019 года уже проведены измерения дна Урало-Каспийского канала и разработан рабочий проект. Вот что заявил в связи с этим заместитель председателя правления по переработке и маркетингу АО НК «Каз Мунай Газ» Данияр Тиесов:

– Следует отметить, что эти работы носят позитивный мультипликативный эффект для экологии и экономики региона в целом. Это улучшение экологического состояния реки, УВЕЛИЧЕНИЕ ПОПУЛЯЦИИ РЫБЫ в Урало-Каспийском канале, возобновление КОММЕРЧЕСКОГО СУДОХОДСТВА ПО РЕКЕ.

Перевозки по углублённому каналу запланировано начать летом 2020 года.

Как тут не вспомнить доставку в 2015 году по Уралу крупногабаритного оборудования для газотурбинной электростанции в Белесе. Выгружали его в районе Коминтерна. В доставке и выгрузке большую помощь оказало тогдашнее Уральское предприятие водных путей. Вопрос о перевозке по реке гигантских конструкций поднимается довольно часто, поэтому поддержание необходимой судоходной обстановки, гарантированных глубин необходимо не только в канале.

Особое значение имеют РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, охрана притоков и истоков рек. Ведь сегодня истоки затаптываются скотом, притоки перегораживаются незаконно построенными плотинами. Эти и многие другие вопросы должен решать и контролировать межгосударственный комитет по Уралу. О необходимости его скорейшего воссоздания говорят всё больше учёных, хозяйственников и руководящих работников.

Есть, однако, опасение, что это воссоздание затянется на многие годы. Но тогда не удастся выстроить продуманную комплексную работу по спасению Урала. В таком случае третий и четвёртый сценарии уже не выглядят пустой страшилкой.

Пора очнуться от летаргического сна равнодушия и спасать Урал не на словах, а на деле. Всё в наших руках.

Фото автора и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top