Современная древность

25 декабря 2014
0
1842

Старый карагач наконец-то поддался острозубой назойливой пиле. Издав глубокий выдох, гулко упал на землю, рассыпав возле себя остатки некогда роскошных ветвей. Рабочий ДЭПа, вытирая пот со лба, с облегчением произнес: «Крепкий был старик, но свое уже отжил». Годичные кольца подтвердили: с тех пор как корни саженца впервые почувствовали под собой плодородную почву, утекло много воды…. Но это еще не конец. Попав в умелые руки мастера, дерево переживет реинкарнацию, после чего приобретет другие, не менее изысканные формы и получит новое предназначение.
Аманат Еслямов резьбой по дереву занялся не так давно. Работы его отличаются своеобразным вкусом. Блюдо под бешбармак (астау), небольшой деревянный половник с перемычкой для коже (ожау), сундучки, подставки под чайник, оправы для зеркал, цветы – это еще не весь перечень его богатой ручной коллекции.

Дыхание дерева

Мастер не спеша рассматривает кусок древесины. Кажется, эта коряга навсегда останется лишь безобразным осколком некогда могучего дерева. Но Аманат не сомневается, рваные формы, выльются в законченный и гармоничный сюжет очередной поделки, в каждой из которых обязательно будет просматриваться национальный колорит. Особое внимание к посуде. Мастер старается применять технологии, которыми пользовались предки.

По преданию, Чингисхан в своих походах никогда не расставался с деревянными пиалами, доставшимися ему от родителей. Конечно, у хана была золотая утварь, но он пожизненно был предан дереву. Аманат согласен с Великим каганом – деревянная посуда добавляет еде вкусовые и лечебные свойства. Правда, для этого нужна особая порода деревьев. Для изготовления чашек и блюд он использует карагач и березу. Об их целительной силе известно давно. Еще в старину знахари и шаманы настаивали на листьях и почках целебные настои.

– Помимо красивого цвета карагач обладает шелковистым блеском. Также он славится своей прочностью, которая со временем крепнет, – рассказывает Аманат. – Это доступный материал, но работать с ним сможет не каждый. Карагач плохо поддается шлифовке и окрашиванию. Но я свой подход к нему нашел.

К истокам

Мастерская для Аманата – святая святых. Сюда он никого не приглашает. В тишине и покое занимается любимым делом. Не для денег, как говорит сам, для души. Помещение наполнено ароматом свежей стружки. Среди деревянных чурок, верстаков, разнообразных инструментов для резьбы витает настоящая атмосфера творчества. Сначала рождается идея. Затем мысль переносится на белый лист бумаги, а уже потом в дерево.

– Первым делом необходимо подготовить материал, – объясняет умелец. – Брус «распустить», распилить на части. Дальше сделать набросок на древесине, стараясь обходить все имеющиеся дефекты и некачественные места, имеющиеся на спиле.

У Аманата нет проблем ни с фантазией (по профессии он художник-декоратор, окончил Волгоградский университет), ни с мастерством. Так что любая задумка дается ему всегда легко.

– Одно «но» все же есть, – уточняет парень. – Для работы нужно настроение, иначе ничего не выйдет. Дерево чувствует любовь и душевное состояние тоже.

Уважение и интерес к национальной культуре во мне жили с детства, не смотря на то, что я родился и вырос в России. Наверное, это и есть тот самый зов крови. Вещи с казахским колоритом всегда привлекали мое внимание. Был уверен – время придет, и я сам сделаю что-то подобное. Впервые деревянную посуду, выполненную современными мастерами, увидел в гостях, в Алматы. Наши предки не случайно предпочитали именно ее. По практичности ей и сегодня нет равных. В деревянном блюде еда долгое время не остывает. Горячий чай или бульон, поданный гостю в деревянной пиале, не обжигает рук.

В южных регионах Казахстана (там к традициям относятся несколько трепетнее) хорошо знают: хранящийся в деревянной посуде или кожаных бурдюках кумыс долгое время сохраняет свежесть и целебные свойства. Секрет вкуса напитка еще и в правильном разливе. Нужно разливать его исключительно ожау, имеющем перемычку. Так он больше соприкасается с кислородом, отчего становится мягче на вкус и пьется легче.

В последнее время стало популярным в приданое невесте класть традиционные предметы быта. Издревле у казахов водился обычай: ожидая рождения ребенка, глава семьи шел к мастеру – шеберу – и обязательно заказывал ему астау. К моменту рождения малыша посуда уже должна была находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой. Считалось, что она заряжена особой магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий.

Аманат всегда нацеливается на эксклюзив, нет ни одной вещи в его исполнении, которые в чем-то повторились бы. А еще старается придерживаться технологии, той самой, которой когда-то пользовались первые степные рукодельники.

Деревянную посуду они натирали конским жиром. Это была первая примитивная полировка. Этим методом Аманат не пользуется. А вот вощение применяет (в ход идет воск и еще некоторые компоненты). Совсем скоро станет использовать специальный пищевой лак. Но вещи, покрытые им, не потеряют важный статус экологически чистых.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top