Совершать добро, проявлять заботу

24 сентября 2015
0
3005

Аса қамқор, ерекше мейірімді Алланың атымен бастаймын!

Қадірменді ағайын!

Мұсылман қауымының ұлық мерекесі – Құрбан айт құтты болсын! Айтқа аман-есен жеткізген Алла Тағалаға сансыз шүкірлер мен мақтаулар болсын!

Құрбан айт – бірлік пен игілік, мейірім мен кешірім мерекесі. Биыл мұсылман қауымы бұл мерекені 24-27 қыркүйек аралығында тойлайды. Бұл күндері мұсылмандар қайырлы, ізгі амалдар арқылы Жаратушыға жақындайды. Құрбан айттың бірінші күні мешітте айт намазы оқылғаннан кейін Алланың разылығы үшін құрбандық шалынады. Қаржылық мүмкіндігі жоқ адамға құрбан шалу міндет емес. Құрбандық еті ағайын-туыс, көрші-қолаң, тұрмысы төмен отбасыларына, жетім мен жесірлерге, мүгедектер мен сырқат жандарға таратылады. Мұндай игі амалдар адамдар арасында мейірім, қамқорлық, кешірім, қайыр-шапағат секілді көркем мінез бен жақсы қарым-қатынас қалыптастырады. Алланың разылығы үшін құрбан шалу арқылы пенденің иманы күшейіп, тақуалығы артады. Қасиетті Құранда: «Ұмытпаңдар, олардың еті де, қаны да ешқашан Аллаға жетпейді. Оған жететін нәрсе – жүректеріңізге ұялаған тақуалық, Аллаға деген құрмет» («Хаж» сүресі, 37-аят), – деп баяндалған.

Қажылыққа аттанған мұсылман бауырларымыз, отандастарымыз жүздерін қасиетті Қағбаға қаратып, Арафат тауында еліміздің игілігі мен халқымыздың бірлігін, екі дүниенің бақытын тілеп, Жаратқанға жалбарына дұға жасауда.

Мүбәрак мейрамның құрметіне орай, барша отандастарымды, кәсіпкер бауырларымды, дін жанашырларын Құрбан айтта мүгедектер, жетімдер мен жесірлер, әсіресе қараусыз қалған ата-аналар үшін арнайы қайырымдылық іс-шаралар өткізіп, айттың қуанышын сездіріп, оларға мүмкіндігінше көңіл бөлуге шақырамын.

Алла Тағала баршамыздың дұға-тілектеріміз бен ізгі амалдарымызды және шалған құрбандықтарымызды қайырымен қабыл еткей!

Ұлттар мен ұлыстарды мейірімділікке, игілікке, бірлікке үндейтін ұлық мереке – Құрбан айт мүбәрак болғай, ағайын. Жаратушы Иемізден отбасыларыңызға амандық, мықты денсаулық, кәсіптеріңізге адалдық пен береке тілеймін.

Еңселі елдің болашағы баянды, Тәуелсіздігіміз мәңгі болғай! Әумин!

ҚМДБ-ның Батыс Қазақстан облысы бойынша өкіл имамы
Руслан Тыныштықұлы Султанов


«Бисмилляхир рахманир рахим. От имени Верховного муфтия Ержана кажы Малгажыулы и от себя лично хочу поздравить мусульман и всех жителей Западно-Казахстанской области со священным праздником Курбан айт, пожелать успехов, понимания и всех благ, и самое главное – единства, мира и покоя нашему государству», – обращается ко всем уполномоченный имам ЗКО Руслан Султанов, давая интервью нашей газете.

– Руслан Тыныштыкович, значение слова «жертвоприношение» в общих чертах известно всем, но применительно к священному дню – Курбан айт – хотелось бы объяснить читателям более подробно.

– В арабском языке «курбан» означает «приближение», в данном случае «приближение к Аллаху» посредством очищения и совершения добрых дел, почти то же самое и в исламе – «жертвоприношение в соответствие с требованиями Шариата». С какой целью это делается?

Аллах, сотворивший Вселенную и людей, хотел, чтобы они жили в мире и согласии. Жертвоприношение, это не только принесение в жертву материальных благ, но и испытание человека на щедрость, великодушие и сострадательность к другим. Мусульманин не должен думать только о себе, как бы наесться и напиться, а с другими будь, что будет.

Это также показатель праведности и стойкости веры, когда ради довольства Аллаха забивается скот.

– Каких животных можно приносить в жертву – овец и крупный рогатый скот?

– Овец, коров, коз, верблюдов, но – не лошадей. Возраст коз и баранов должен быть не менее года, коров – двух лет, а верблюда – пяти. Причем животные не должны иметь изъянов: заболевания, истощенности, обрыва уха, хвоста, слепоты и так далее. Однако в некоторых случаях допускается исключение из правила. Есть мусульмане, которые имеют скот, а есть неимущие, но желающие сделать жертвоприношение, так вот, вторые могут купить животное и с недостатками и принести их в жертву, поскольку они потратят на это средства.

– Не все знают, как правильно это делать…

– Жертвоприношение проводится в строго указанное время: в первый день после утреннего айт намаза, и до начала вечерней молитвы на третий день. Место проведения должно быть чистым, с животным надо обращаться спокойно и мягко. Если хозяин сам не может этого сделать, можно попросить кого-то. И самое главное, перед этим прочитать аяты, а в то время, когда перерезается горло животного, надо обязательно произнести: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар», в противном случае, мясо не будет пригодно к употреблению.

– Обязательно ли надо совершать жертвоприношение, ведь не все являются состоятельными?

– «Тот, кто, имея возможность, не сделал жертвоприношения, пусть не приближается к тому месту, где мы совершаем намаз!» – сказал Пророк, что означает обязательность. Или – приказ Всевышнего: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».

О том же самом говорится в аяте: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и наделите неимущего страдальца». Так что, по-моему, у истинно верующих не должно возникать подобных вопросов.

Что же касается состоятельности, то человек обязан принести жертвоприношение, если он имеет средства в размере нисап, превышающем основные расходы. Нисап – это 85 граммов золота или его денежный эквивалент. Здесь главное – иметь намерение сделать жертвоприношение, и забить скотину ради богослужения. В том случае, если люди нуждающиеся, или, как в старину говорили – бедные, оно пойдет для употребления в своей семье.


«Тот, кто ложится спать сытым, когда его сосед голодный, не из нас». «Нельзя стать настоящим мусульманином, пока не научишься желать другим такого добра, которое желаешь себе». «Мусульмане – единый организм, если вдруг заболеет один орган, то и все другие потеряют спокойствие и сон».

Хадисы Пророка


Это своего рода благодарность за блага, даруемые Аллахом, и просьба о прощении. В этом сокрыта своя философия, поскольку человек от природы имеет такие качества, как жадность, стремление к выгоде, и этим актом он как бы нейтрализует эти качества, проявляя милосердие и соучастие нуждающимся.

Опять-таки, если человек настолько беден, что не имеет возможности совершить жертвоприношение, то его могут сделать другие от его имени и это зачтется. Ему же необходимо будет соблюсти чистоту в день айта: подстричь волосы и ногти, подкоротить бороду. Можно соблюдать эту традицию и от имени умерших.

Всевышний не нуждается в мясе, оно не дойдет до Него, для Него важно намерение жертвоприношения.

Сегодня, в наше не совсем спокойное время, еще более возросла актуальность этой традиции, веры и пропаганды религиозных ценностей, а также идей милосердия, добрососедства и поддержки. Жертвоприношение – своеобразный знак отзывчивости мусульман, выражения сострадания к обездоленным, одновременно это великое богослужение, щедрость божьих рабов в ответ на щедрость Аллаха.

Женщина также может совершать жертвоприношение, поскольку в исламе она считается самостоятельной личностью с экономической точки зрения.

– Сколько мяса можно оставить себе и сколько раздать людям?

– Мясо курбана делится на три части, одну из которых отдают родственникам, соседям, вторую – нуждающимся, и одну треть – оставляют своей семье. Все можно оставить себе, если семья многодетная и не очень обеспеченная, социально незащищенная. То есть требования обычая довольно лояльные.

В этом году мы определили четыре места сбора мяса: областная мечеть, городская, рядом с центральным рынком, Красная мечеть по улице 8 Марта и – рынок «Ел ырысы», где в конечном пункте приема все будет помещаться в контейнер, откуда впоследствии продукт развезут нуждающимся.

Кроме того, на площади Маншук Маметовой в рамках Курбан айта состоятся игры, состязания, концерт, чтобы люди в полной мере ощутили праздник, помирились те, кто в ссоре, навестили родных, порадовались сообща. Одновременно с участием предпринимателей будут проходить благотворительные акции, посещения детских домов, Дома инвалидов и так далее.

Напомню, праздник длится четверо суток, но жертвоприношения осуществляются три дня.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top