Решают сверхзадачу мастера

24 сентября 2015
0
2260

Закончились гастроли в Уральске знаменитого Алматинского русского театра драмы имени Лермонтова. На всех спектаклях зал был полон, сидели даже на приставных стульях. Особенно приятно, что приехал актер и режиссер «Лермонтовки» Сергей Попов, который до конца 90–х годов работал в нашем театре имени Островского.

Спектакль «Что хочет женщина» Сергей Попов поставил по пьесе Людмилы Разумовской «Трое под одной крышей». Он вообще очень любит этого драматурга, прочитал все её пьесы и играл в спектаклях. Название пьесы он изменил:

– Во-первых, непонятно, кто там под одной крышей, во-вторых, мы немного изменили взгляд автора, привнесли свой взгляд на эту ситуацию. Но я согласовал с автором свое решение, мы встречались с Разумовской в Петербурге, и она дала свое согласие на изменение. Кроме того, название спектакля «Что хочет женщина» привлекает, вызывает интерес.

В спектакле трое действующих лиц, три поколения женщин одной семьи: бабушка, ее дочь и внучка. Бабушка Нина Петровна – фронтовичка, «везет» на себе весь дом: ходит по магазинам, готовит обеды и прочее. Ее дочь Валентина – избалованная, еще молодая, экзальтированная женщина, мечтающая о любви.

В спектакле показан один день этой семьи, день, когда самой младшей – Любочке – исполняется 17 лет. И в этот день она решается признаться маме и бабушке, что беременна. Но она никак не может найти подходящего момента: мама и бабушка все время ругаются. Они ругаются постоянно, привычно и буднично. Попрекают друг друга, обижают, плачут, тут же каются и просят прощения. Люба кажется самой адекватной из всех: встает между ними, успокаивает то одну, то другую.

Наконец Люба находит подходящий момент, чтобы сообщить свою новость. Мама растроганно вспоминает о своей любви и рассказывает, какое это счастье – носить ребенка от любимого мужчины. Когда Люба сообщает ей, что тоже счастлива, потому что беременна от любимого, мама настолько ошарашена, что еще долго сидит с блаженной улыбкой на лице. А когда доходит, Валентина моментально меняется: а как же школа, какой позор и т.д. Все проблемы она привыкла спихивать на свою маму, и в бой вступает тяжелая артиллерия в лице бабушки. Бабушка проводит допрос по-военному и ставит точку: деваться некуда, пусть этот подлец женится. Когда Люба выдавливает из себя, что жениться он не может, потому что уже женат, бабушка взрывается: «Не может? А паскудить он может!?».

В этой сцене Татьяна Банченко, играющая роль бабушки, просто великолепна. Правда, трудно выделить какую-то одну сцену, настолько заслуженная артистка Казахстана естественна и органична в этой роли. Без надрыва, без фальши она очень точно передает душевное состояние старой женщины, у которой война отняла молодость и любимого человека, которая очень хотела счастья своей дочери, а у той тоже не сложилась судьба. А тут внучка, девочка. Видно, как трудно дается бабушке это решение: «В больницу! Тебе я не позволю губить свою жизнь». И бабушка запирает внучку в своей – единственной в квартире изолированной комнате (из-за той комнаты у них с дочерью тоже постоянные конфликты).

А Валентине жалко дочку, она уговаривает свою мать: пусть у них в доме будет ребенок, мальчик. Они почему-то обе уверены, что это будет мальчик. Валентина баюкает на руках плюшевого мишку, что-то хорошее происходит, какой-то ангел пролетает по сцене и, кажется, по зрительному залу тоже, когда они обе бережно заворачивают игрушку в пуховый платок и бабушка поет ему колыбельную.

И тут они вспоминают про Любу, которая уже давно не стучится в закрытую дверь и не просит ее выпустить. Теперь уже они стучатся к ней, тревога нарастает, бегут за топором, чтобы взломать дверь, но она распахивается, Люба в шляпке, длинном платье танцует какой-то отчаянный танец и красива она в этот момент так, что зал то замирает в восторге, то не может сдержать аплодисментов.

А потом Люба говорит, что отравилась бабушкиными снотворными таблетками и уйдет от них жить в общежитие. Но кончается все хорошо, таблетки оказались просто витаминами, день рождения отпраздновали, гости разошлись. На сцене никаких гостей не было, но всем было понятно – они были, но уже ушли, остался разоренный стол, магнитофонная запись с поздравлениями. И две бабушки, повторяя, что жизнь – это благо, обсуждают самый злободневный вопрос: где поставим люльку для малыша?

– В пьесе финал трагичный: все друг от друга отворачиваются, расходятся, я не мог с этим согласиться и изменил финал: он не разъединяет, а, наоборот, соединяет, и они все движутся к свету, к жизни, – говорит режиссер.

– Так чего же хочет женщина? – спрашиваю Сергея Попова, хотя спектакль уже дал ответ на этот вопрос.

– Света, семьи, любви, тепла, детей, – отвечает он. – И в названии отражена сверхзадача этого спектакля.

И понятной становится всем известная, некоторых раздражающая сентенция: «Что хочет женщина, того хочет Бог». Ведь Бог тоже хочет для всех света и любви. И ради любви женщины способны на многое. Даже два с лишним часа втроем держать в напряжении пятьсот человек. Это уже о любви к искусству, о зрителях и об актрисах: Татьяне Банченко (бабушка), Ирине Лебсак (Валентина) и Ирине Кельбнер (Люба). Спектакли с таким малым количеством ролей играть очень сложно: на актеров ложится огромная нагрузка. Но актрисы Лермонтовского театра с этой задачей справились блестяще. Зал долго не отпускал их овациями.

Примерно так же 26 лет назад зрители аплодировали на премьере спектакля по произведению Войновича «Приключения солдата Чонкина». Его поставил тогда на сцене нашего театра режиссер Юрий Коненкин, а главные роли: Чонкина и его возлюбленной Нюрки – исполняли Сергей Попов и Светлана Кадникова. Коненкин добивался, чтобы они вжились в роли, и они вжились так, что вскоре и на самом деле поженились.

– Когда Чонкина в финале «убивают», Нюрка кричит: «Ваня, Ваня» и так она кричит, что я лежу под этим «жуком», громкоговорителем, и думаю: «Как она его любит, вот бы меня кто так полюбил», – с улыбкой вспоминает Сергей. – Так что Чонкин для меня – это все. Мы со Светой на рынок пойдем, а нам со всех сторон: «Берите, что хотите, бесплатно берите, Чонкину мы все отдадим!»

Успех спектакля в том, 1989 году, был ошеломляющим. И это после того, как актеры в театре порой играли при полупустом зале. С Коненкиным Сергей Попов дружит и по сей день. Это он посоветовал ему прочитать пьесу Джеффа Баррона «Визиты к мистеру Грину», пьесу, которую у нас никогда не ставили. В этой пьесе вообще всего два действующих лица, причем оба евреи, да к тому же один из них – гей.

Роль мистера Грина предложили Померанцеву, легендарному ЮрБору, знаменитому актеру Лермонтовского театра.

– Я дал ему прочитать пьесу, говорю, что ситуация там почти, как у вас. Он прочитал и говорит: «Я в диком восторге, будем играть».

Но спектакль не утвердили, и целых два года они репетировали у Померанцева дома.

– Юрий Борисович – мой учитель, – говорит Сергей Попов. – Конечно, он довлеет своим авторитетом, отстаивает то, что он хочет. Спорили, убеждали друг друга.

Премьера спектакля состоялась в мае этого года. Померанцев говорил – решили сделать мне подарок к 9 мая. В этом году ему исполнилось 93 года, а он два часа на сцене выворачивает зрителям души.

Сергей Попов говорит, что годы, проведенные в Уральске, были для него самыми счастливыми и удачными, и он очень рад снова здесь побывать.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top