Рабочая профессия
Сейчас, когда рынок труда переживает кризис кадров, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, становится очевидным: рабочие профессии нуждаются в переоценке. Молодёжь, выбирая между «белым воротничком» и «синим», всё чаще склоняется к первому, считая физический труд непрестижным и низкооплачиваемым. Но так ли это на самом деле? Как показывает практика современный рабочий – это не просто человек с гаечным ключом, это высококвалифицированный специалист, который управляет сложными станками, работает с цифровыми технологиями и решает задачи, требующие глубоких знаний.
О поднятии статуса рабочей профессии мы поговорили с заместителем директора по учебно-производственной работе Уральского политехнического колледжа Абзалом Демеуовичем Ризуановым.
– Абзал Демеуович, с чего нужно начинать повышение статуса рабочей профессии?
– Необходимо разрушить стереотип, что физический труд – это удел тех, кто «не смог поступить в вуз». Напротив, рабочие специальности сегодня требуют не меньшего, а порой и большего уровня подготовки, чем многие офисные должности. Современные колледжи и техникумы оснащены передовым оборудованием, а их выпускники востребованы на рынке труда. Ключевым фактором в повышении престижа рабочих профессий является достойная оплата. Никакие лозунги и агитации не заменят реальных финансовых стимулов. Когда молодой человек видит, что токарь или сварщик может зарабатывать больше, чем менеджер среднего звена, выбор профессии становится осознанным и мотивированным. Не менее важна и социальная поддержка. Льготы, возможности карьерного роста, программы переподготовки и повышения квалификации – всё это делает рабочие профессии привлекательными. Государство и бизнес должны работать в тандеме, создавая условия, при которых человек, выбравший рабочую специальность, чувствует себя защищённым и востребованным. Но главное – это уважение. Уважение к человеку труда, который создаёт реальные ценности, строит дома, производит товары, обеспечивает инфраструктуру. Рабочие профессии – это не просто способ заработать на жизнь, это призвание, требующее мастерства и ответственности. Поднятие статуса рабочей профессии – это не только экономическая необходимость, но и моральный долг общества. Ведь именно на человеке труда держится экономика государства.
– Какие рабочие профессии получают в колледже?
– У нас несколько направлений – мастер сухого строительства, мастер-строитель широкого профиля, мастер отделочных строительных работ, электрогазосварщик, машинист дорожно-строительных машин, электромонтажники, техник-строитель. В колледже учатся 546 человек. Наша задача – вырастить достойные трудовые кадры. Колледж много лет работает по дуальной системе обучения. Это один из самых эффективных инструментов повышения привлекательности и конкурентоспособности выпускников ТиПО. Такая система позволяет подготовить выпускника колледжа, который с первых же дней может включиться в работу и выполнять ее на высоком профессиональном уровне. Для этого дуальное обучение сочетает в себе теоретическое обучение в колледже и 60% обязательного периода производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия. Кстати, предприятие участвует в разработке рабочих учебных планов и учебных программ организации ТиПО. Плюс в том, что, работая в тесном контакте с будущим работодателем, учебное заведение уже в ходе обучения учитывает производственные требования, которые предъявляет к своим потенциальным кадрам предприятие. В настоящее время заключено 96 договоров с организациями, в списке предприятий – «АО Уральскагрореммаш», АО Западно-Казахстанская машиностроительная компания» «Уральский трансформаторный завод», СКФ «Отделстрой», ТОО «Орал Полимер» и другие. Мы занимаем лидирующую позицию среди колледжей, у нас 56 процентов учащихся обучаются по дуальной системе. Кроме того, дуальное обучение – реальная возможность заработка, некоторые компании по своей личной инициативе оплачивают ребятам практику. Второй год оплачивает практику руководитель предприятия СКФ «Отделстрой» Валентина Павловна Михно. Также с прошлого года оплачивает студенческую практику строительная компания ТОО «Орал Полимер», руководитель Роберт Мутигулович Ирменов. Не всегда, по возможности, платит практикантам предприятие АО «Уральскагрореммаш». В прошлом году группа проходила практику в октябре и ноябре и за эти месяцы им заплатили. Работодатели объясняют, что таким образом они стараются заинтересовать и подготовить специалистов именно для своей компании. Целевая подготовка кадров ведется по заказу предприятий. Эти выпускники будут трудоустроены в те предприятия, которые заявили о потребности. То есть целевая подготовка – это гарантия трудоустройства для выпускника, а также для предприятия, которое вкладывается в студента и понимает, что завтра он придет работать именно к ним.
– Отслеживается ли трудоустройство выпускников после окончания колледжа?
– Это один из индикаторов эффективности деятельности колледжей. Ежегодно у нас устраиваются по своей специальности 85-89 процентов из общего числа выпускников. Большинство идут в компании, где проходили производственную практику.
– Почему большинство выпускников стремятся в «белые воротнички»?
– Потому что не понимают, что, получив рабочую профессию и став хорошим специалистом, они будут востребованными, и могут хорошо зарабатывать, но это если стать настоящим профессионалом. Вы знаете, сколько зарабатывают мастера-отделочники. К нам приходили представители компании, которые предлагали ребятам, получающим профессию сварщика, работу, на первом этапе от 250 тысяч, с дальнейшим ростом. Тут все зависит от самого специалиста, от желания. Можно получать и 500 тысяч и намного больше. Выпускники школ должны понимать – рабочие руки будут нужны всегда.
Мы активно проводим встречи со школьниками, организуем экскурсии в колледже. Общаемся не только с городскими, ездим в поселки. Количество учащихся из села год от года растет. У нас прекрасные условия, есть студенческое общежитие. На базе нашего колледжа проходит чемпионат Junior Skills, конкурс профессионального мастерства среди школьников. В том году участвовало пять школ, направление – плотницкое дело. Конкурс проводим ежегодно.
– Сможет ли искусственный интеллект заменить рабочие руки?
– Вопрос сегодня звучит всё чаще.
Искусственный интеллект и автоматизация действительно меняют мир труда. Они способны выполнять рутинные, монотонные задачи быстрее и точнее человека, что повышает производительность и снижает издержки. Однако важно понимать, что ИИ – это инструмент, который дополняет человеческие возможности, а не заменяет их полностью.
Рабочие руки – это не просто физический труд. Это навыки, опыт, креативность и способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. Современные технологии требуют от специалистов новых компетенций: умения работать с высокотехнологичным оборудованием, программировать, анализировать данные и принимать решения на основе сложных алгоритмов. Именно поэтому наша задача как образовательного учреждения – готовить специалистов, которые смогут эффективно взаимодействовать с ИИ и использовать его в своей работе. Искусственный интеллект не заменит рабочие руки, но изменит их роль. Вместо того чтобы бояться автоматизации, мы должны научиться использовать её потенциал для создания новых возможностей и повышения качества труда.
Наш колледж активно внедряет программы, которые готовят студентов к работе в условиях цифровой трансформации. Мы учим их не только традиционным навыкам, но и тому, как интегрировать технологии в свою профессиональную деятельность. Ведь именно такие специалисты будут востребованы в будущем.