Путешествие в Старый Уральскъ

4 июля 2019
0
2162

Рустам Вафеев снова сделал роскошный подарок нашему городу: в издательстве «Полиграфсервис» вышел альбом его рисунков «Путешествие в Старый Уральскъ». Каждая картинка старой жизни города сопровождается комментариями автора и выдержками из газет того времени. Прозрачные, словно окутанные дымкой времени рисунки выполнены гуашью и пастелью.

Альбом поделен на разделы по временам года – «Осень», «Зима», «Лето», «Весна». И мне кажется, что возникающая при этом ассоциация с фортепьянным циклом Чайковского «Времена года» – не случайна. В легких, изящных изображениях улиц, домов, людей и пейзажей старого города звучит то жизнеутверждающая нота цветущей весны, то грустное очарование осени, то девственная чистота зимы, то прохлада реки в жаркое лето – ностальгическая музыка ушедших времен. И в эту нежную музыку врывается грохот нового времени – автомобили на Большой Михайловской, первый пароход на Урале, самолет над крышами домов, паровоз у здания старого вокзала.

В предисловии к изданию художник с грустью пишет о том, что в наше время открытых границ, телевидения и интернета человек подчас больше знает о дальних странах, чем о том крае, в котором живет.

«Во всех своих лекциях, статьях, альбомах и книгах я не устаю повторять, что Уральск – это уникальный город. Поразительно, сколько интереснейших и незаурядных исторических событий выпало на долю этого относительно небольшого, удаленного от метрополий городка. Не менее удивительно и самобытное этнографическое богатство Приуралья, неоднократно отмеченное в произведениях многочисленных путешественников и писателей».

Путешествие ограничивается временами не столь давними по историческим меркам – рубеж XIX-XX веков. Но это как раз то время, когда Уральск стал быстро превращаться из «патриархального, полусонного городка в динамично развивающийся город, современный форпост индустриального и культурного преобразования огромного степного края».

Рустам пишет, что даже сами современники удивлялись столь быстрым переменам. И об этом писали в местных газетах, цитаты из которых сопровождают каждый его рисунок. Во многом сведения из этих газет, старые фотографии и стали для автора альбома основой его рисунков. И это говорит об их исторической точности: Рустам Вафеев не только архитектор, художник, но и краевед, много работающий в архивах. Он, человек, владеющий образным словом, пишет:

«Казалось, еще вчера ничто не нарушало заповедной тишины бескрайних степей, раз и навсегда заведенный уклад жизни. Но в относительно короткий исторический миг все стало стремительно меняться. Старина отступила. Рассекая степные пространства, понеслись первые поезда, застучали телеграфы, неся вести со всех уголков огромного мира, широкие улицы наполнились гудками клаксонов автомобилей, витрины фешенебельных магазинов озарились волшебно-ярким электрическим светом. Вместе с прогрессом менялось и сознание. Рушились старые традиции, уходили в прошлое обычаи, обряды. В кованые сундуки запирались расшитые парчой и жемчугами платки и сарафаны предков, все реже над Уралом звучали старинные казачьи песни. … Когда-то былое вольное житье-бытье на краю Руси обширной превращалось в сказку, легенду».

В предисловии к альбому Рустам Вафеев выражает благодарность нашим предкам за созданные ими красивые здания, улицы, бульвары, украшающие наш город. И вместе с тем – горькое сожаление, «что мы не смогли многое уберечь и передать будущим поколениям». «Беречь – значит, ценить, что в свою очередь означает знать и понимать». Альбом обращен к тем, кто любит свой город, хочет знать и понимать его уникальность, историю, кому не безразлично его будущее.

«Задумывая этот альбом, я ставил цель поделиться своими собственными знаниями и видением прошлого со всеми, кому не безразлична история Уральска, «Путешествие в Старый Уральскъ» позволит вам окунуться в давно забытую колоритную городскую жизнь рубежа XIX-XX веков. На его страницах в более чем сотне графических иллюстраций представлены реконструкции реальных событий, исторические панорамы, виды утраченных зданий, пейзажи живописных предместий. Это Уральск эпохи первых пароходов и аэропланов, автомобилей и паровозов, паровых мельниц и электросинематографов. Богатый иллюстративный ряд сопровождают как авторские тексты, так и выдержки из заметок и фельетонов дореволюционной городской прессы. В них подлинные звуки, воскрешающие, казалось бы, навсегда забытые события».

«Путешествие в Старый Уральскъ» – это уже третий альбом Рустама Вафеева. До этого вышли альбомы графики «Миры Большой Михайловской» и «Уральск потаенный», которые полностью разошлись. И в них также каждый рисунок сопровождается таким же поэтическим текстом автора. Вообще я удивляюсь, как в Рустаме сочетается профессиональная привычка к архитектурной точности с поэтическим воображением.

Появление нового альбома автор объясняет необходимостью культурной преемственности в период «угасания исторической памяти».

Альбом открывается изображением первого герба Уральска и исторической справкой.

6 мая 1869 года в здании вновь открытого Областного правления на Столыпинском бульваре, при личном присутствии Оренбургского генерал-губернатора, статским советником Рогали-Левицким был зачитан указ Его Императорского Величества об учреждении 4-х областей из киргизских степей Оренбургского и Сибирского ведомств, земель Уральских и Сибирских казачьих войск, а также акт об открытии Уральской области.

«Объявляю область открытою, господа», – сказал генерал Крыжановский, когда окончилось чтение акта, и в немногих словах выразил, что он совершенно убежден, что уральцы поймут и оценят Волю Государя Императора. «Чтобы через учреждение новой области положить основание для слияния под одной администрацией киргиз с уральцами, не нарушая прав последних на пользование их землею, ее угодьями и проч., что это слияние поведет за собой тесную связь и послужит упрочению их близости».

«Так была озвучена основная цель создания новой области, заключавшаяся в обеспечении более тесной интеграции разноплеменного населения края», – пишет Рустам Вафеев.

Тогда же петербургскими художниками-геральдистами был создан герб Уральской области.

Впоследствии гербы и границы области неоднократно менялись, но так и не смогли подняться до художественного качества и глубокой символической содержательности первого герба Уральской области», – считает Вафеев.

Альбом начинается с раздела, посвященного Осени. Но, поскольку сейчас на дворе лето, хочется сначала заглянуть в него: как жили люди в жарком Уральске сто с лишним лет назад? И сопоставить это с днем сегодняшним.

У Триумфальной арки дремлют в пролетках разомлевшие от жары извозчики и их лошади. В знойном мареве вдали виднеется колокольня и купола храма.

По поводу извозчиков «Уральский листок» пишет:

«Нельзя ли кому ведать надлежит обратить внимание на наших легковых извозчиков? У большинства их них пролетки старые, совершенно утратившие вид экипажа, сбруи невозможные, отсутствуют жестянки-таблички, где напечатана такса, фонарики разбиты, надписи номеров стерты. Но этого мало, ежеминутно вы можете натолкнуться на дерзость, брань и нецензурную ругатню, требование платы вдвое, втрое». (1895 год)

И вот что пишут местные газеты о наших «извозчиках» и «пролетках».

«В автобусах грязно – водитель и кондуктор одеты во что попало. На остановках в погоне за первенство водители устраивают гонки – подрезают друг друга, создавая аварийные ситуации. По-моему, таких вообще водительских прав лишать надо».

«Наш общественный транспорт страдает неряшливостью, неуютностью».

«Тариф на проезд повысили, а что изменилось? Вечно грязные салоны, пыль столбом, рваные замусоленные сидения, и кондукторы, вечно недовольные жизнью».

К этому же рисунку следующая цитата:

«Симпатичное правило, как мы слышали, вырабатывается Уральским областным правлением – правило езды по улицам г. Уральска на автомобилях и велосипедах, которое будто бы выйдет в обязательном постановлении. Возчики на Б. Михайловской и Алексеевской ул. не признают порядковые стороны, ни справедливых замечаний, едут, где вздумается и как хотят с самой изысканной бранью. Полицейское вмешательство в этом случае не поможет, тут нужно обязательное постановление, которое быстро установит должный порядок и поставит в ответствующие рамки казацкое: где хочу, там и еду, наша земля и не трогай меня». (Уральский листок, 1914 г.)

На фоне храма (которого уже давно нет) десяток лошадиных сил автомобиля обгоняет одну, впряженную в пролетку. В пролетке видны солидные шляпы тех, кто предпочитает ездить по-старому. В открытом салоне автомобиля развеваются на ветру ленты дамских шляпок – счастливый обладатель авто катает девушек.

«Второй бич, проклятие века – это автомобили. … Гордость человеческого гения, благодеяние культуры попадает в руки саврасов. Для саврасов существует только дно: «Я!!!» Вне «я» все для них «наплевать». Саврасы скачут со скоростью сверх всякой меры. Вывертываются с непомерной быстротой из-за угла. Зычно и не вовремя трубят. Видя, что автомобиль напугал лошадь проезжего, они не остановятся, не постараются исправить свою неловкость, а наоборот, с шиком и блаженством на своих лицах скачут дальше. Точно так и нужно. Это деяния хулиганские, хуже хулиганских, но … почему-то на них смотрят снисходительно. Саврасов необходимо обуздать. Это добросовестных владельцев автомобилей не стеснит, а саврасов заставит ценить труд и жизнь других людей. (Уральский листок, 1914 г.)

К сегодняшним «саврасам» прибавились еще и «савраски». Пугают не лошадей, а людей, в том числе на пешеходных переходах. Счет нарушений «симпатичных правил езды по улицам г. Уральска» идет на сотни. «Полицейское вмешательство» и сегодня не всегда помогает.

Альбом «Путешествие в Старый Уральскъ» вышел тиражом в 500 экземпляров. Приобрести его можно в музее «Старый Уральскъ».

Наталья Смирнова
(Продолжение следует)

Фото иллюстраций альбома Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top