Ориентир на работу
Важный аспект образовательного процесса – помощь учащимся в выборе будущей профессии. Три года назад в каждой школе появилась должность профориентатора, который играет ключевую роль в этой работе. Профориентатор проводит диагностику интересов, способностей и склонностей школьников, организует различные мероприятия, такие как мастер-классы, встречи с представителями колледжей, трудовых коллективов и организует экскурсии на предприятия.
– Выбор профессии – достаточно серьезный вопрос. И к нему стоит подходить обдуманно, о будущей профессии в школе начинают говорить уже с первого класса. От выбора зависит не только материальное благосостояние, но и душевный, а также психологический комфорт. У осознанно выбравших работу людей больше шансов реализоваться в жизни и быть счастливым, – говорит профориентатор, педагог-модератор СОШ № 6 Лаура Ескайровна Мурзагалиева.
– Отдельного предмета по профориентации нет, но много мероприятий на эту тему. С первого класса проводим работу, есть утвержденный план, которому следуем. Для учеников начальных классов проводим различные конкурсы, профориентационные беседы, творческие конкурсы на тему «Кем я стану, когда вырасту». Для учеников постарше более серьезные мероприятия. В нашей школе недавно прошла ярмарка профессий. Участниками стали ученики 9-х классов, присутствовали представители городских колледжей, Региональной палаты предпринимателей «Атамекен», наши бывшие выпускники. Цель – помочь ребятам определить свои интересы, ознакомиться с востребованными профессиями нашего региона и перспективами трудоустройства. Дать родителям, которые также присутствовали, полезные рекомендации. Колледжи представили свои образовательные программы, презентации, выставки. Отвечали на вопросы учеников и родителей. Бывшие выпускники рассказали, где они в настоящее время обучаются, какую профессию получают. Конечно, такие живые диалоги помогают определиться будущим выпускникам. В школе есть волонтеры-профориентаторы, которые вместе со мной проводят мероприятия.
14 января мы провели мероприятие «Твой шаг к успеху». Цель – популяризации рабочей профессии среди старшеклассников. Хорошего специалиста только на теории не вырастишь. В программу обучения входят экскурсии. Посещали небольшие предприятия и крупные заводы, старшеклассники узнавали, как они работают и что производят.
Практические занятия ребятам нравятся. Все термины они, возможно, сразу не запомнят, но как минимум им интересно: делают селфи, выставляют в свои социальные сети. Конечно, посетив завод, не все подростки станут рабочими. Выбор всегда остается за ними. Но дополнительное знакомство, расширит их кругозор и поможет лучше познакомиться с родным краем. После встреч обязательно – обсуждение. Что больше всего понравилось? Что узнал нового? А что не понравилось?
Согласно статистике почти треть выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших дипломы, не работают по профессии. Как говорят специалисты, все дело в некачественной профориентации, недостаточной или несвоевременной. Поэтому они советуют начать знакомства ребенка с миром профессий в самом юном возрасте, начиная с детского сада. В подростковом можно переходить к тестам по профориентации. Очень часто подростки знают о рынке труда лишь со слов членов семьи, через чей-то личный опыт. Это и приводит к несоответствующим действительности ожиданиям и неправильному выбору.
2025 год объявлен Годом рабочих профессий. В целях повышения престижа рабочих профессий и реформы технического и профессионального образования, Правительством утвержден Республиканский план по проведению Года рабочих профессий, а также министерством принята Дорожная карта трансформации технического и профессионального образования на 2025-2027 годы.
Во всех регионах страны разработаны планы проведения Года рабочих профессии, включающие меры по повышению престижа профессий, качества подготовки кадров, расширения взаимодействия с работодателями.
На сегодня в Казахстане система профтехобразования включает 772 действующих колледжа, в
которых обучаются 565 тыс. студентов. Объем госзаказа по итогам 2024 года в техническом и профессиональном образовании составил 143 тыс. мест. Стипендия студентов повысилась в 2 раза.
Планы мероприятий включают: Атлас новых профессий и компетенции с учетом региональных особенностей, трансформацию технического и профессионального образования, подготовку сертифицированных специалистов международного уровня, создание рабочих мест, защиту прав и повышение статуса рабочих профессий. Совместно с предприятиями откроются 1000 профильных классов в школах.
«Реформа профориентационной работы позволит школьникам узнать о новых требованиях на рынке труда, оценить карьерные перспективы в конкретных отраслях экономики, сделать правильный выбор профессии. Будет усилена профориентационная служба в школах, которая полностью охватит профессиональную диагностику учащихся. А также внедрен опыт обучения старшеклассников практическим навыкам и первой рабочей профессии на базе колледжей», – подчеркнул министр просвещения РК Гани Бейсембаев.
Государством принят новый норматив подушевого финансирования колледжей. Средний размер средств, выделяемых на обучение одного студента, составляет 437 тыс. тенге, а с нового учебного года для колледжей, достигших конкретных показателей, повысится более чем в 2 раза и составит 912 тыс. тенге в среднем.
«Подготовка конкурентоспособных специалистов, полное обеспечение образовательных учреждений современным материально-техническим оснащением, повышение квалификации педагогов для нас главный приоритет», – заявил министр.
Запланировано активное привлечение бизнес-структур и инвесторов для развития системы дуального обучения и подготовки специалистов на основе целевого заказа предприятий.
В настоящее время шефство над колледжами оказывают 518 предприятий, их количество планируется довести до 4 тыс. С учетом требования профстандартов, ГОСО и стандартов WorldSkills, разработано около 8 тыс. образовательных программ. В этом году колледжи и их работодатели разрабатывают более 2 тыс. образовательных программ, на производственной базе пройдут стажировку 1,5 тыс. педагогов.
Трансформация системы профтехобразования включает интернационализацию 10 колледжей Казахстана. Обмен опытом с зарубежными колледжами позволит студентам совершенствовать свои знания в учебных заведениях в рамках академической мобильности, а также повышать профессиональные компетенции педагогов.
В рамках инициированного Главой государства Года рабочих профессий в Астане создадут Национальный центр компетенций для поддержки и развития студентов технического и профессионального образования.
Центр будет способствовать развитию профессиональных компетенций и навыков студентов, а также станет базой переподготовки кадров, повышения их квалификации, проведения чемпионатов WorldSkills».
Одним из ключевых мероприятий Года рабочих профессий станет проведение первого чемпионата профессионального мастерства среди тюркоязычных стран Turkісskills – 2025 в городе Актау.