О войлоке, соломе и душе

12 января 2017
0
2239

В областном краеведческом музее в рамках проекта «Жауқазын-2016» состоялось открытие выставки, посвящённой юбилею Независимости. На ней были представлены 25 самых лучших работ народных умельцев. Основная цель – возрождение традиций народного искусства. Каждый мастер – неважно занимается он валянием, ювелирным делом, росписью по ткани, бисероплетением или вырезает по дереву, представил своё изделие.

Организаторы отмечали, что это уже не просто выставка, а встреча добрых друзей, которых объединяет любовь к творчеству и ручной работе.

– Какое количество народных промыслов насчитывается сейчас в нашей области? Точного ответа нет. Потому что народное искусство продолжает развиваться, жить, совершенствоваться, – говорили организаторы.

В просторном коридоре, вдоль стен разместили работы. Ознакомиться с ними пришли школьники, студенты. Выставка действительно вызывает интерес у молодежи. И это не удивительно. Много на выставке сделано их руками. Одни научились ремеслу у отцов и дедов, другие ознакомились с техникой в Интернете. Попробовали – получилось!

Каждый мастер подробно и с удовольствием рассказывал гостям о том, как создавалась именно его композиция. Признавались, проблемы возникали с материалом, но средства на покупку шерсти, бисера и ткани все же находили.

Михаилу Фёдоровичу Старинцу, жителю поселка Озерное в этом плане повезло. Основной материал для своих картин он берет прямо из-под ног. Все они выполнены из обыкновенной соломы. Только прежде чем начать с ней работать, он ее готовит: моет, сушит и гладит утюгом.

Михаил Фёдорович, несмотря на проблемы с ногами, встает со стула и ведет нас к своей «дебютантке». Не без гордости показывает:

– Вот она. Ее красота в простоте. Соломка к соломке. Все сделано очень аккуратно.

Сюжет обычный – свидание молодых людей. Объясняет зрителям: прочитал книгу Шолохова «Тихий Дон», и в голове возник образ. Кто это именно: Аксинья, Наталья, Дарья, сам точно не знает. А может это и не «Тихий Дон» вовсе, а обычная современная пара. Кто знает…

– Процесс создания, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложный, – прищуривая глаз, улыбается Михаил Фёдорович. – И вы, пожалуйста, не думайте, что все так легко. Сколько труда – разгладить каждую соломинку. Да и цвет нужно уметь создать. Солома на картине разноцветная, палитра от желтого до темно-коричневого.

Признается, ремеслу научился самостоятельно. Он работает учителем в средней школе. Увлеченно занимается кружковой работой. Кружок назвали «Природа и фантазии». Последней у руководителя объединения и его учеников много, да и с природным материалом проблем не возникает.

Сначала за основу брали семена злаковых культур. Лучшие работы отправлялись на выставку в Алматы. Следом перешли на семена цветковых растений, а дальше – солома.

– Увлечь детей – проблема, но у меня получается. И этим я занимаюсь не только в школе. Для меня это уже серьезное хобби. Даже планирую организовать свою персональную выставку.

Основная проблема для мастера – время. Каждую соломку нужно не только помыть и просушить, но еще и разрезать. Одно неловкое движение, и заготовка испорчена. Но Михаила Федоровича трудности не пугают. Напротив, он находит в этом успокоение.

– Проект «Жауқазын-2016» стартовал в начале года, точнее 18 марта, – рассказывают музейные сотрудники. – Свой особенный колорит представил каждый район. Задача перед членами комиссии стояла сложная – отобрать лучшее.

Мастерство умельцев представлено в разных жанрах – обработка дерева, шерсти, бисероплетение и так далее. Радует то, что многое было сделано руками детей, но под руководством взрослых. А это значит, что народно-прикладное искусство будет жить.

Участниками стали 12 районов, а также ученики школы-интерната №15, воспитанники Центра детского технического творчества.

Эльвира Тулакбаева преподаватель Центра внешкольной работы. Она приехала из Акжаикского района. Ее «дерево» также признано лучшим. Изготовлено оно в технике валяния.

– В народных промыслах казахов валяние войлока было популярным. И это неудивительно. Войлоком покрывали юрту, застилали ею пол, утепляли стены. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды. Были войлочные плащи, войлочные шляпы, подстилки, – рассказывает Эльвира. – Для этого шерсть тщательно очищали и взбивали палочками, затем валяли тонкий войлок. Для придания идеальной белизны мокрую шерсть посыпали мелом.

Ее дерево – символ страны. У него крепкие корни, а также спелые и сочные плоды.

Правда, мастерица признается, задумка была другая. Хотели сделать Байтерек. Но как бы ни переделывали, получалось дерево.

Елене Мигитко 17 лет. Она из поселка Пермский Зелёновского района. Девушка, смущаясь, получала грамоту и ценный подарок. Она в числе победителей. Бисер плести научилась по Интернету. Увлеклась. Восторг у жюри вызвала ее «Глициния».

– Конечно, я дерево не видела. Но знаю, что цветение глицинии – это чудо. Роскошные гроздья – фиолетовые, голубые, белые и розовые издают сладковатый аромат. Водопадом они устремляются вниз. Это дерево японцев. Они не зря сравнивают сад с цветущими глициниями с прогулкой по раю.

– Многие считают, что мастеров, занимающихся традиционными народными промыслами, стало меньше. Нет, мастеров стало больше, их профессионализм растёт! – рассуждает гость выставки пенсионер Сергей Владимирович Костышкин.

– Я часто бываю и в музеях, а также в Центре Кадыра Мырза Али. Работы умельцев великолепные. Они используют опыт старшего поколения, добавляют что-то свое. И все это с азартом, задором. Я интересовался, мне объясняли, что они все занятые люди, работают в разных сферах. Творчество дает им возможность отдохнуть, это же настоящая медитация. Если начнёшь вышивать, то невозможно остановиться. Есть мастера, которые открывают ИП и на этом зарабатывают себе на жизнь, и их много. Хорошо было бы, если бы умельцы проводили различные мастер-классы в школах, например. Интерес у детей огромный, так как они руками ничего делать не приучены, но потребность такая есть.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top