Незабытый фольклор

21 февраля 2019
0
1604

24 февраля в драматическом театре имени А.Н. Островского пройдет мероприятие, которое станет заметным событием в культурной жизни города. Это – вечер памяти участников ансамбля «Уральские казаки», входивших в его первый состав, а также всех тех, кто внес значительный вклад в собирание, изучение и популяризацию казачьего фольклора. В этот день будут воспоминания и видеоматериалы о Несторе Ивановиче Малече, Евгении Ивановиче Коротине, Борисе Борисовиче Пышкине, Юрии Васильевиче Баеве и других известных людях Приуралья, благодаря которым мы сегодня имеем возможность наслаждаться дошедшим до нас устным народным творчеством.

И конечно, все это будет перемежаться яркими выступлениями нынешнего ансамбля «Уральские казаки» и других творческих коллективов города и области, которые будут исполнять былинные, лироэпические, исторические, плясовые песни.

Огромные изменения произошли в прошлом и начале нынешнего веков в жизни и бытовом укладе уральских – яицких казаков, много за это время пронеслось исторических бурь над землей Приуралья. И казалось, что уже навсегда утрачены традиции и обряды, в целом культурно-духовное наследие казачества. Действительно, в большинстве своем нынешняя молодежь, потомки тех, кто жил на этой земле столетиями, имеют уже смутное представление о прошлом, о своих корнях. И поэтому представляется поистине феноменальным, что на территории бывшего Уральского казачьего войска сохранились кое-где островки самобытного фольклора и один из них – поселок Круглоозерное, ныне входящий в черту города. В начале восьмидесятых годов прошлого века именно здесь возник мужской фольклорный коллектив, в который вошли А.И. Донсков, И.Г. Донсков, И.М. Скобочкин, Г.А. Самаркин, братья С.П. Севрюгин, И.П. Севрюгин, В.П. Севрюгин, А.Н. Соболев. Вот что писал о них в аннотации к пластинке, выпущенной в России в середине девяностых годов, Е.И. Коротин: «Все они знатоки казачьей песенной традиции. Живут по соседству, часто встречаются, поют на свадьбах, за праздничным столом, в лугах, на берегу Урала во время отдыха. Их не учили пению, песням. Они с детства вобрали и усвоили песенную традицию в том виде, формах и особенно манере исполнения, которые были свойственны их предшественникам – уральским казакам – воинам и баграчеям. У них и теперь нет ни художественного руководителя, ни дирижера. Это подлинно народный песенный ансамбль».

Б. Пышкин и Н. Малеча

Необычайно широк и разнообразен был репертуар ансамбля, где что ни участник, то личность с большой буквы – эпические, военные, бытовые, лирические, любовные, плясовые, свадебные и другие песни. Основным солистом долгое время являлся Артемий Иванович Донсков. В ансамбле он считался большим знатоком старинных казачьих песен, но, говорят, особенно любил исполнять произведения героической тематики, что неудивительно, ведь боевые походы, служба военная – всегда были важной частью повседневной жизни казачества («В степи широкой под Иканом», «В битвах крепких закалены», «Поехал казак во чужбину далеку», «Встала-проснулася зоренька алая»). Как пишет тот же Евгений Иванович в упомянутой аннотации: «Запевая, он организует песню, ведет ее от начала и до конца. Кивком головы, взмахом и покручиванием руки, то пальцами, то ладонью показывает, где необходимо то более энергичное, то плавное, то протяжное исполнение и унисонное звучание песни».

Во многом благодаря А.И. Донскову в свое время и сложился репертуар ансамбля.

– Коллектив «Уральских казаков», тот, что был в восьмидесятые-девяностые годы, можно назвать первопроходцем, с которого все и началось, – говорит Н.В. Комарова. – Именно благодаря ему песенное народное творчество в нашем регионе обрело свою вторую жизнь, стало доступно широким слоям населения. До этого были только отдельные творческие коллективы, но небольшие, семейные, и знал их лишь ограниченный круг людей – родные, соседи, коллеги по работе.

Наталья Владимировна считает, что первый, кто открыл поистине сокровище – устное поэтическое творчество уральских казаков, – был Нестор Иванович Малеча во время работы над своим широко известным трехтомным словарем. А уже позже, в самом начале шестидесятых годов, начнутся планомерные полевые исследования казачьего фольклора, и этому будет положено начало кафедрой русской литературы Уральского пединститута им. А.С. Пушкина (ныне ЗКГУ им. М. Утемисова). Значительную роль в этом деле сыграет преподаватель вуза Е.И. Коротин.

Одна из задач, которую перед собой ставят организаторы вечера – музей «Старый Уральскъ», Наталья Комарова и Сергей Быков, заключается в том, чтобы показать, какие изменения претерпела казачья песня за последние 80-100 лет, как ее пели раньше и как исполняют в наше время. Для этого зрителей будут знакомить с записями старых песен и потом то же самое исполнять на современный лад.

– Песни нашими предками исполнялись истово, от сердца, от души, – говорит Наталья Владимировна. – На связках. Звук открытый. Русские же народные отличаются своей протяжностью, нежностью. Но как бы мы теперь ни старались исполнять их как в старину, мы не достигаем нужного результата. В них нет того, что вкладывали по-настоящему наши предки – души. Как можно глубоко и проникновенно петь, например, о боевом походе, о ратных подвигах казаков, если мы, нынешние, об этих походах знаем в лучшем случае из каких-то печатных источников. То же самое вещи социально-бытового плана: мы, изнеженные городские жители, с утра до вечера не пашем на конях в поле, мы не занимаемся всем тем тяжелым физическим трудом, что был присущ нашим предкам сто-двести лет назад. Поэтому и отношение у нас ко всему этому уже иное, мы совершенно другими глазами смотрим на тот мир!

Е.И. Коротин в центре

– Наталья Владимировна, много ли утрачено за десятилетия из песенного наследства уральских-яицких казаков?

– Много. И особенно значительные потери былинной части этого богатства. Ведь былинные песни сложно исполнять, они весьма специфичны, уходят своими корнями в глубину веков. И тут, увы, ничего не поделаешь: уже давно нет с нами их носителей, а значит, приходится только сожалеть, что безвозвратно осталось в прошлом. И все-таки кое с чем из того наследия мы зрителей на предстоящем памятном вечере познакомим, например, с «Соколом-кораблем». Правда, это будет уже в старой записи.

Нынешние «Уральские казаки» существуют во многом благодаря стараниям и инициативе их художественного руководителя Анны Аверкьевны Коноваловой. Это настоящий энтузиаст своего дела, с молоком матери впитавшая все традиции и обычаи, даже говор своих предков. Она родилась, выросла и продолжает жить в Круглоозерном. У нее большой опыт работы с коллективами художественной самодеятельности. Так, до этого она много лет «вела» детский ансамбль «Станичка».

Но не только круглоозерновцы будут представлены уральской публике. «Моя родня» – еще один легендарный ансамбль из села Озерное, что в районе Байтерек. Нынче из прежних Божедомовых, которые составляли этот самобытный творческий коллектив, никого в живых уже не осталось. Дело их продолжают внуки. Насколько успешно – совсем скоро оценят зрители.

Другое интереснейшее явление в уральском фольклоре – семья Быковых из села Малый Чаган того же района. К сожалению, указывать населенный пункт в данном случае приходится в прошедшем времени. Нет уже этих исполнителей – самородков. Но память о них жива, сохранились записи редких песен. Одна из них – «В оборочках». Считается, что именно ее слушал А.С. Пушкин, когда приезжал в наш край для работы над «Историей Пугачевского бунта». Благодаря племяннице Быковых, Светлане Ивановне Абрамовой, педагогу музыкальной школы № 1, которая в свое время повседневно вела записи, зрители смогут теперь близко прикоснуться к удивительным, неповторимым творениям артистов из самых казачьих низов.

– Наталья Владимировна, некоторые склонны расценивать песенное народное творчество и фольклор в целом, как явление уходящее.

– Да, в последнее время, к сожалению, все чаще встречаются люди, особенно молодежь, которые уходят с наших концертов несколько разочарованными: явно ждали чего-то другого, развлекательно-веселого в современном духе, что ли… И все-таки традиции, которые мы пытаемся сохранить, живы, они находят своих продолжателей, приверженцев. И предстоящий вечер «Чтобы помнили…», – яркое тому свидетельство. Часть средств от реализованных билетов пойдет на поддержку музея «Старый Уральскъ».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top