На Сутягином острове
История православия на уральской земле полна замечательных, порою мрачных и трагических фактов. В ней, как в зеркале, отразилась религиозная жизнь всей Российской Империи. Как памятные вехи тех дней стоят каменные церкви. Они уцелели, несмотря на варварство безбожных властей, стремившихся построить новое общество – со своими «храмами» и своим пантеоном «святых», имеющее целью вытравить историческую и народную память.
21 сентября 1858 года перестала существовать самая авторитетная старообрядческая часовня на земле уральских казаков. Часовня Сергиевского монастыря была освящена в единоверческую церковь во имя Николая Мирликийского. Освящение произвел священник Уральской единоверческой Успенско-Богородицкой церкви о. Савва Севрюгин.
Этому событию предшествовало добровольное желание сергиевских старцев отойти, как тогда говорили, от раскола и присоединиться к официальной Церкви. Монастырь по своему толку был беспоповский.
Поначалу епископ Оренбургский и Уфимский Антоний, оренбургская и уральская администрации желали организовать на базе раскольничего монастыря новый единоверческий. Однако удаленность от Уральска, а также нежелание семи старцев из числа монастырской братии принять единоверие, побудило желание организовать новое место для монастыря. Власти опасались, что вдали от контроля атаманом и войсковой канцелярией может произойти обратный отход в раскол.
Еще в 1859 году наказной атаман Уральского казачьего войска Столыпин А.Д. выходил с ходатайством в Оренбург о переселении на Сутягин остров монахов Сергиевского монастыря и Бударинского скита, организовав для них общую обитель. Однако, дело затянулось, а Столыпин 8 апреля 1862 года отбыл из Уральска к новому месту службы.
Воистину громом среди ясного неба для епископа Оренбургского и Уральского Варлаама, сменившего на оренбургской кафедре епископа Антония, стало известие из Уральска от вышеупомянутого священника Саввы Севрюгина. В своем рапорте епископу от 26 июля 1862 года тот сообщал, что отставной уральский казак и 2-й гильдии самарский купец Илларион(Ларион) Аржанов написал духовное завещание о передаче в полное распоряжение причту уральской Успенско-Богородицкой церкви построенного им на Сутягином острове в 14 километрах от Уральска монастыря и в нем церкви. При этом священник упомянул, что Аржанов строил монастырь по разрешению атамана Столыпина и потратил на строительство 8000 рублей серебром. По его мнению, поступок Аржанова поможет искоренению раскола.
По замыслам Аржанова, на Сутягин остров, при посредничестве священника Севрюгина и под его надзор, можно было бы переселить монахов из Сергиевского монастыря. С одной стороны, очень достойный поступок Аржанова, а с другой, Священным Синодом и Оренбургской консисторией в нем отмечена незаконность. По мнению Синода, монастырь должен был строиться только с его разрешения. Сомнений в необходимости принятия такого подарка и организации монастыря добавил новый Уральский атаман – Дандевиль В.Д. в 1862 году. Он полагал, что устройство здесь монастыря можно разрешить, только если он сам будет себя содержать или кем-то на это будут сделаны большие пожертвования. Также атаман полагал, что заселять новый монастырь нужно иноками из лиц, не принадлежащих казачьему сословию и уроженцами из других мест России. Если же переселить под Уральск вновь обращенных в единоверие монахов Сергиевского монастыря, оставив их без финансовой и иной помощи, как на прежнем месте, то еще неокрепшие в своем уверовании старцы, находясь в материальной зависимости и близости к раскольникам Уральска, могут опять переметнуться в раскол. Атаман считал, что переселение в новый монастырь монахов войскового сословия принесет только вред православию, поскольку в Сергиевском монастыре они показали себя, как «не отличающиеся безукоризненной нравственностью и примерной жизнью». Их жизнь здесь, их только внешнее соблюдение единоверия будет вызывать насмешки раскольников, что, безусловно, будет принижать авторитет правящей церкви в глазах местного населения.
Продолжая свою мысль о нежелательности переселения сергиевцев в своем письме епископу 26 октября 1862 года, он просил разрешить принять постройки монастыря, но без непременного условия переселения в них монашествующих из других уральских монастырей и скитов.
Пока шла переписка, по поручению епископа уральская канцелярия провела с помощью депутатов оценку строений и обеспечила их охрану, Илларион Аржанов к 1864 году стал уже самарским первой гильдии купцом. Дело заморозилось еще на два года.
27 августа 1866 года, по Высочайшему соизволению, был все же разрешен переезд иноков из Сергиевского монастыря на Сутягин остров, он произошел в ноябре того же года. Примерно в это же время казак-купец Аржанов положил в банк 11200 руб-лей, проценты от которых должны были идти на содержание монастыря.
Что же представляло из себя место, названное Сутягиным островом? «В 12 или 14 верстах от Уральска к северо-западу есть небольшой возвышенный полуостров, расположенный на правом берегу Деркула, правого притока Чагана, впадающего в Урал подле самого города. Этот полуостров представляет собой вид покатого к западу бугра и окружен почти со всех сторон озером, по берегам которого расположены сады Мизинова, Хорошхиной, Акутина, Маркова и других владельцев из лиц войскового сословия. (Если бы не было небольшой насыпи, ведущей от моста через р. Деркул к монастырскому подъему, то этот бугор можно было бы назвать островом)».
Первым настоятелем стал бывший настоятель из Сергиевского монастыря иеромонах Тарасий. Он родился в 1788 году в крестьянской семье под Екатеринбургом, подстрижен в монахи в 1823 году в Иргизском Спасо-Преображенском монастыре. В 1830 году присоединился из раскола к единоверию, в 1853 году рукоположен в иеромонаха, в Сергиевский монастырь перемещен в 1859 году. Современники говорили, что «это был человек суровый, отличавшийся строгостью к себе и к другим. За свою ревность по монастырской жизни он был удостоен Высочайшей награды – золотого наперстного креста.
Поскольку земля вокруг монастыря являлась общественной собственностью Уральского казачьего войска, вести на ней какую-то хозяйственную деятельность могли только лица войскового (казачьего) сословия. Дабы дать возможность монастырю самостоятельно зарабатывать на собственное содержание, уральская администрация позволила выделить землю подле монастыря под устройство сада. Площадь монастыря составляла одну десятину, а сад занимал семь.
Главный двухглавый храм во имя Святителя Николая, построенный еще Аржановым, был освящен в 1866 году благочинным градо-Уральских единоверческих церквей протоиереем Михайло-Архангельского собора Кориным Иоанном Сергеевичем. Территория монастыря составляла приблизительно 60 сажен с запада на восток и 40 сажен с севера на юг. Здесь на 1878 год находились, кроме упомянутой церкви, келарня (монастырский склад), помещения для настоятеля и братии – деревянные четыре корпуса и две кельи, странноприимный дом, состоящий из пяти комнат и общего зала. В комнатах стояли по две деревянные кровати без тюфяков и подушек, стены украшены литографиями на темы церковной жизни. Сам монастырь окружала каменная ограда.
Поначалу монастырь, как и мечтал Аржанов, находился в ведении священника Саввы Севрюгина, по мере укрепления монастыря он перешел в полное распоряжение настоятеля.
В 1871 году под именем Иоанникий был подстрижен в монахи протоиерей Гурьевского Николаевского собора Донсков Иаков Петрович. В том же году, 17 октября, он был рукоположен в сан игумна и определен настоятелем монастыря. В 1874 году возведен в сан архимандрита.
(Окончание следует)