Музыка не знает границ
Наверняка, этот концерт войдет в историю Уральска, а может, и всего музыкального мира. 17 июня со сцены Дворца культуры Атамекен звучала музыка в исполнении выдающегося скрипача мирового уровня Захара Брона – народного артиста России, заслуженного деятеля РСФСР, профессора Цюрихского университета искусств, профессора Высшей школы музыки Кельна. В свой 75-й юбилейный год знаменитый музыкант решил посетить Уральск – город, где он родился и впервые взял в руки скрипку.
Захар Брон знаменит еще и своей педагогической деятельностью: он создал уникальную скрипичную школу и воспитал целую плеяду великих музыкантов. Вместе с ним в Уральск приехали его сегодняшние ученики из разных стран, которые показали уральцам свое мастерство. В областной филармонии маэстро дал мастер-класс юным музыкантам из Казахстана, России, Испании, Словении, Великобритании.
Этот визит музыкантов и концерты состоялись, во многом благодаря Галине Мачевской, которая возглавляет Международный фонд культуры и науки «Гармония». Фамилия Мачевских в Уральске известная. Но ее связь с известным музыкантом не только через родной город. Галина Мачевская, как и очень многие другие уральцы, окончившие местную «музыкалку», училась игре на фортепьяно у мамы Захара Брона – Иды Исакиевны Брон. Ее до сих пор с благодарностью вспоминают выпускники – и те, кто стал профессиональным музыкантом, и те, кто просто научился понимать и любить музыку.
Вице-консул России в Уральске Хаджимурат Айтмурзиев однажды назвал Уральск перекрестком культур, народов и религий. Я бы добавила – и судеб. Ида Исакиевна Брон оказалась в Уральске перед войной, чудом избежав фашистского гетто в Польше. И в этом тоже помогла музыка. Она на «отлично» училась в Минской консерватории, получала Сталинскую стипендию. И когда фашисты в Польше начали сгонять евреев в гетто и убивать, Ида Исакиевна бежала от немцев и оказалась в Уральске. Вся ее родня в Польше погибла. Нухаим Брон во время войны был ранен, его отправили в уральский госпиталь. Вот так судьба свела их в нашем городе.
Об этом Захар Брон рассказывал три года назад в интервью программе «Энигма» на сайте Classical Music News. «Я родился в Казахстане, значит, по рождению я – казах», – сказал тогда маэстро.
В музыкальную школу Уральска он поступил в пять лет. На всю жизнь запомнил имя своего первого учителя музыки – Алексей Васильевич Болотин. И до сих пор благодарен ему за то, что через год занятий учитель посоветовал родителям отдать его на учебу в «большой город». Педагог разглядел в маленьком скрипаче большой талант.
В шесть лет Захара отдали учиться в знаменитую музыкальную школу Столярского в Одессе. Потом родители забрали его обратно в Уральск, здесь в десять лет Захар прошел полный курс музыкального училища. В Москве его взял в свой класс знаменитый Борис Гольдштейн. В Московской консерватории учился у знаменитых педагогов: Игоря Ойстраха, Леонида Когана, Давида Ойстраха, Юрия Янкелевича, Мстислава Ростроповича.
По распределению после консерватории Захара Брона направили в Новосибирск. И это обстоятельство он считает судьбоносным. Потому что именно в Новосибирске он начал работу с будущими мировыми знаменитостями: Вадимом Репиным и Максимом Венгеровым. Когда к нему привели пятилетнего Вадика, ребенок поразил педагога природной виртуозностью. В десять лет Вадим Репин уже представлял Советский Союз на Международном конкурсе Венявского в Люблине. И завоевал все первые премии. Но… по приезду в Москву педагога ждал разнос от Министерства культуры. Одна дама кричала, что не позволит ему издеваться над детьми, что у нас запрещено использовать детский труд и «вашему Сурикову» (так она назвала Вадима Репина) до восемнадцати лет запрещаются все открытые выступления.
И тогда Брон решил обратиться к Тихону Хренникову. В кратчайшие сроки разучил с Вадиком сложнейшее произведение композитора и напросился к нему на прослушивание со своим вундеркиндом. Когда композитор услышал, как десятилетний скрипач играет его произведение, он заплакал. А через несколько дней в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Сибиряк со скрипкой». Эту газету Захар Нухимович хранит до сих пор.
– Знаете, что это такое, когда напишут в газете «Правда»? – рассказывал Захар Нухимович. – Это, как цунами началось.
Я сказал, что Вадику бы скрипку из госколлекции – тут же он Страдивари получил. Сыграл со Светлановым в Большом зале консерватории, концерт с Хренниковым – это его первый выход на евровидение.
На маленькой скрипке Страдивари, сделанной великим мастером специально для детских рук, Вадик Репин играл до четырнадцати лет. Потом Хренников выпросил для него скрипку Страдивари полного размера – ту, на которой играл Венявский на концерте в Мариинском театре. В восемнадцать лет юный виртуоз завоевал победу на самом престижном для скрипачей конкурсе в мире – конкурс, названный в честь Королевы Елизаветы.
В 1989-м году Захар Нухимович стал получать приглашения работать за границей. Приглашающей стороне он ставил одно условие: он поедет только вместе со своими учениками. В немецком Любеке нашелся спонсор, который согласился поддержать семьи четверых его учеников. Вместе с учителем в Германию отправились со своими родителями Вадик Репин, Максим Венгеров, Наташа Прищепенко и Коля Мадоян. Потом был Аркаша Гутников и Кирилл Трусов. Среди них выдающийся казахстанский скрипач Ержан Кулибаев. Захар Брон отметил его на конкурсе в Санкт-Петербурге и пригласил учиться в свой класс в Мадриде с полной стипендией на проживание и обучение. Этот момент своей биографии Ержан Кулибаев считает судьбоносным в своей творческой биографии. Музыкант выступал с концертами почти во всех странах мира, в том числе с другими прославленными выпускниками Школы Брона, солировал в знаменитых оркестрах, в том числе под управлением Валерия Гергиева.
Для того чтобы сыграть с маэстро, в Уральск из Милана приехал известный дирижер Иван Спельник, художественный руководитель фестиваля «Симфония». На сольном концерте Захара Брона прозвучали произведения Баха, Чайковского, Сен-Санса, Шимановского. Второе отделение концерта прошло в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра акима области, который готовился к этому ответственному выступлению под управлением дирижера Ивана Спельника.