Cоздающие иллюзию

6 июня 2024
0
3421

Театр – это жизнь, и все, что происходит на сцене, зрителю кажется реальностью. Однако многое – обман. Троны ханов, средневековое оружие, даже книги в театральной постановке и те ненастоящие. Так кто же создает эту самую фальшивую реальность? Художники-бутафоры, с которыми мы вас сегодня и познакомим.

Казахский драматический театр в настоящее время на ремонте. Спектакли временно ставят в Русском драматическом театре им. Островского и на сцене Дома искусств «Атамекен». Но встречу команда бутафоров казтеатра нам назначила все-таки в родных стенах. Они хоть и в состоянии капитального ремонта, но помогают.

В команде несколько человек – Манара Габдуллова, Юлия Дов-гань, Улукбек Танатаров, Касым Ельтаев, костюмер Елена Кузнецова. У каждого за спиной долгие годы работы и огромный опыт.

Манара, к примеру, в театре служит больше 15 лет. Чуть дольше проработала Юля. Улукбек с 2004 года, Касым работает семь лет. Каждый пришел сюда своей дорогой. Но сейчас называет его своим вторым домом и расставаться не собирается.

Изо дня в день бутафоры-декораторы делают практически все, что находится на сцене. Главное условие – никто в зале не должен сомневаться в подлинности предметов, в этом и заключается их мастерство.

– Начинается с того, что художник с режиссером ставят перед нами задачу, что именно нужно сделать, как это должно выглядеть, какие особенности. И мы уже начинаем думать, а потом приступаем к работе. Иногда возникают вопросы, и нужна помощь коллег, обращаемся к Интернету. Есть много видеороликов, что-то удается позаимствовать, – говорят ребята.

Их мастерская находится на первом этаже театра. Она всегда остается невидимой чужому глазу, даже вход с другой стороны.

Как и положено, в цехе с утра до вечера царит рабочая обстановка. Всюду краска, куски ткани и пенопласта, листы оргстекла, кисточки, растворы, свернутый в рулоны поролон, стопки бумаг и бутылочки клея.

Обстановка напоминает склад ненужных вещей. Но здесь все идет в дело. Самое ценное обычно в сейфе под замком. «Драгоценность» достают только во время работы. В железном ящике спрятаны такие же бутылочки с краской и кисточки, только новые.

Ребята рассказывают, как и в любой работе, в мастерстве бутафоров есть свои тонкости. Например, им нужно постоянно маневрировать между пожеланиями художников и режиссеров, частенько работать сверхурочно и, конечно, без устали фантазировать.

Манара показывает в телефоне настоящую, на первый взгляд, маску, кажется, она из металла. Но сделана из папье-маше. Из того же все остальное – «серебряные украшения», острые клинки, вазы. В общем, сплошной обман.

– Все предметы на сцене заменяются их имитацией, – объясняет Юля. – Ну, например, мы не будем выносить на сцену настоящую глиняную посуду, если того требует постановка. Во-первых, где ее взять, а во-вторых, она тяжелая, к тому же может разбиться. Делаем замену на папье-маше. Причем стараемся придать вещи все ее качества. Например, средневековый кубок смотреться будет очень солидно, можно подумать, что он еще очень тяжелый.

Специально на бутафора Юля нигде не училась, окончила педагогическое училище, по специальности технолог. Какое-то время проработала в школе, в фирме по изготовлению сувениров, а потом пришла в театр.

– Тогда я вообще ничего не знала об этой профессии, но мне стало интересно и я решила: а почему бы и нет?

Для каждого спектакля специалистам приходится делать кучу мыслимых и немыслимых вещей, начиная от средневековых кубков, которые теперь пылятся на полке, ожидая своего часа, до царского трона.

На вопрос, с какими сложностями приходится сталкиваться команде, немного подумав, отвечают, что сложно изобрести технологию, как изготовить ту или иную вещь. Например, в последней сказке использовали новый материал – коврик «Ева». Это этиленвинилацетат, который давно используется в современной промышленности совершенно для разных товаров, включая коврики для спорта и детские игрушки, ведь он совершенно безопасный. Нет неприятных запахов, как, например, у резины и не впитывают посторонние как текстиль. Никаких появлений плесени точно не будет.

Каждый спектакль для бутафоров – новое приключение, экзамен на смекалку, который они должны выдержать.

– Конечно, всегда новый спектакль – это интересно, ведь мы тоже участвуем в создании чего-то большого, грандиозного. И даже если зритель не знает о нас, настроения это нам не портит, – улыбаются ребята.

Бутафор – и скульптор, и художник, и колорист, и технолог. Он должен уметь разработать технологию выполнения изделия по эскизу художника и техническому заданию (параметры, вес, расцветка). Бутафор умеет паять, шить, пилить, клеить, разбирается в свойствах материалов, клеев, красок и лаков. Важно и знание истории искусств. Зачастую требуются исторически достоверные изделия реквизита.

Есть вузы, где обучают на бутафоров, Манара и Юля, Касым учились в Уральске, Улукбек – в Атырау.

Ребята опираются на свой опыт, ведь за столько лет они сделали тысячи разных реквизитов.

Они объясняют, что иногда можно и купить вещь, все зависит от задачи, которую поставил художник. Однако далеко не каждый предмет выдержит 50, 100 или больше спектаклей. На сцене все должно быть более прочным и одновременно не слишком тяжелым. Иногда стул должен разламываться, иногда на столе танцуют… Если нет необходимости, не используют свежие фрукты – делают бутафорские. Оружие, как холодное, так и огнестрельное, медали, да все что угодно.
Впрочем, свои реквизиты профессионалы не любят называть подделкой.

– Это просто вещи, интерьеры и пространства, сделанные по законам сцены. В сценическом свете и из зала многие вещи из жизни не читаются, не смотрятся. Конечно, имитировать можем не все, но очень многое. Благодаря современным материалам, краскам, лакам и клеям эти возможности увеличиваются в разы, – говорят они.

Для людей с умелыми руками и богатой фантазией, наверное, нет ничего сложного. Радует многозадачность и разнообразие. Задачи практически никогда не повторяются. Лишь в случае изготовления утраченного изделия на спектакль текущего репертуара будет создана копия на 90-95%.

Работа бутафора – это исключительно ручной труд, всевозможные инструменты в помощь. Токарный станок, лобзик, паяльник, шлиф-машинка, компрессор, клеящий пистолет, дрель-шуруповерт и многое другое делают жизнь бутафора проще, а работу продуктивней.

И обязательно иметь фантазию и креативное мышление – это лучшие друзья бутафора!

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top