Массовые нарушения в сфере госзакупок вскрыла прокуратура ЗКО
В частности, по результатам анализов установлены многочисленные факты дробления товаров, работ и услуг для приобретения способом из одного источника, завышения цен и другие нарушения.
Как сообщил старший прокурор управления прокуратуры области Асет Салимов, ГУ «Аппарат акима Сайхинского аульного округа» провело с ИП «Румит» восемь государственных закупок по проведению работ на общую сумму 2,1 млн. тенге. Для удобства заключения договора из одного источника один лот был раздроблен на восемь. Аналогичные факты выявлены в деятельности ГУ «Аппарат акима Сайхинского аульного округа». Вышеуказанным акиматом проведены государственные закупки из одного источника с ИП «Акку» путем дробления одной работы стоимостью два миллиона тенге на 12 различных лотов.
— Нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки». Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком, — пояснил представитель прокуратуры.
Также установлены факты завышения цен на приобретаемые товары.
— Аппаратом акима г. Аксай заключен договор государственных закупок с РГУ на ПХВ «Енбек» на изготовление и установку мусорных контейнеров на общую сумму 18,8 млн тенге, согласно которому приобретено 200 мусорных контейнеров на общую сумму 10,3 млн тенге (51650 тенге за один контейнер). Между тем для нужд города аппаратом Пугачевского сельского округа также приобретены 300 мусорных контейнеров по цене 25000 тенге за один мусорный контейнер, которые в дальнейшем были переданы на баланс аппарата акима г. Аксай. Технические характеристики контейнеров идентичны, однако разница в цене составляет 26650 тенге, — подчеркнул Асет Салимов.
По данным прокуратуры ЗКО, в деятельности местных исполнительных органов повсеместно встречаются факты, когда заказчиками государственных закупок сознательно формируется документация в целях приобретения товаров, работ и услуг у определенных поставщиков.
— Тем самым нарушаются права других добросовестных предпринимателей, желающих участвовать в государственных закупках. В связи с чем, полагаем, что уполномоченным и контролирующим органам совместно с предпринимателями, желающими участвовать в государственных закупках, необходимо проявлять больше активности в выявлении и устранении подобного рода нарушений. Необходимо активнее участвовать в переписке с организаторами государственных закупок через инструменты на портале государственных закупок, чтобы уполномоченные органы могли видеть возможные нарушения и принимать меры, — подытожил Асет Салимов.