Любовь без страховки

2 июня 2016
0
1702

Ах, бедные женщины, как легко они попадают в ловушки! Любовь, имитация её,страсть к деньгам, неразделённые чувства, разочарование, игра судьбами – запросто, словно фигурами на шахматной доске – таковы перипетии нашей жизни. Раз-два и ты – в дамках, два-три и тебя разжаловали, и ты уже в яме, долговой или любой другой… Всё это было, есть и будет. «Последняя жертва» – так называется спектакль А.Н. Островского, проходящий с аншлагом в одноименном театре драмы. Постановка главного режиссёра О.М. Малуши.

Как она ждала его прихода, как преображалась, когда читала от него письмо, как светилась, когда видела его – Юлия Тугина, молодая вдова. Безраздельно доверяла, обожала, любила. Он, Вадим Дульчин, повеса, гуляка, заядлый картежник жил легко, не обременяя себя ничем, даже возвратом долгов, которые росли и росли. И тогда он, узнав о благосклонном отношении к ней состоятельного человека, посоветовал быть с ним поласковее, а попросту, решил использовать, чтобы добыть денег, которые в тот же вечер проиграл. «Пустой человек, дрянь», охарактеризовал его один из персонажей Салай Салтаныч, которому он тоже задолжал большую сумму.

Грешен был не только в том, что, делая долги, растранжирил все состояние влюбленной в него женщины, но и обещал жениться на ней, а также – на другой, молодой особе, как только дошел слух, что за нее дают большое приданое. Надо заметить, в светском обществе он блистал красотой, манерами, легким отношением к деньгам; завидный жених, словом. Обе были от него без ума. Ключевое слово «без ума», ибо с него и начинаются все беды. Но, как водится, неблаговидные поступки и ложь когда-то всплывают наружу.

Развязка пришла в самый неподходящий момент, как выйдут из создавшегося положения герои пьесы? Об этом мы умолчим, пусть потенциальный зритель сам вкусит всю прелесть постановки, яркой, волнующей, динамичной, красочной, не отпускающей внимание зрителей ни на миг. Безусловно, это один из самых лучших спектаклей труппы, несмотря на столь настораживающее и пессимистичное название. Кстати, пьеса была написана автором в 1877 году и первоначально называлась «Жертвы века».

Вечная тема любви, соблазнения, безответных чувств, использования в своих интересах волнует людей не одного поколения. Живой пример – взаимоотношения наших современников. Небезызвестные объявления о знакомствах поначалу печатались в газетах, а сейчас познакомиться можно, не выходя из дома, в социальных сетях, и пообщаться по скайпу. И вот уже малознакомый человек становится ближе. А если он еще и применит психологические методы обольщения, лесть и комплименты, то барышня растает от умиления и «сдаст свою крепость». То есть попадется на удочку, где ее будет обрабатывать потенциальный «жених-вирт», виртуальный и виртуозный, который пустит в ход все: хитроумные приемы, сладкие речи, горящие огнем чары, а если применит и «тяжелую артиллерию», у каждого она своя, то можно брать ее тепленькой – даму сердца.

Сначала он работает с ней ювелирно, а потом приходит ее черед, но уже – пахать по-крупному, поскольку счет идет на кругленькие суммы дензнаков. То ему надо выплатить кредит, и тогда состоится их совместная свадьба, то он потерпел крах в бизнесе, то разбил машину, то еще что-нибудь. Самое главное, что о брачных аферах пишут в печати, вещают на телеканалах, но соскучившиеся по ласке и любви женщины, продолжают верить альфа-самцам, мало того, любить. Ладно, женщина – легковерное, наивное существо, но как попадаются на наживку их отцы, прожившие жизнь? Совсем недавно в СМИ была аналогичная история, в которой «будущий тесть» подарил на помолвку молодым автомобиль и квартиру. А жених оказался липовым, имеющим еще трех таких же «жен».

Да, любовь – самое загадочное из чувств, не подлежащее объяснению. Она может возвысить и низвергнуть, придать жизни смысл и сделать ее бессмысленной, духовно обогатить и превратить человека в нищего и никчемного. И все равно к ней стремятся, ее жаждут, о ней мечтают. Пока не обожгутся. Не зря примадонна российской эстрады Алла Пугачёва поет в песне: «И раненый в сердце, мечтаешь стать целью. Но эта уловка всем битым знакома. В любви – без страховки живут миллионы».

Еще великий классик Александр Пушкин признался: «…обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!» Понятно, каждый слышит то, что желает услышать, а недоговоренности, взгляды, знаки внимания или просто галантность и комплиментарность расцениваются по-своему. Вот и закручиваются клубки, образуются «треугольники», из которых потом трудно выпутаться и освободиться, как и от такой двояко блаженной и мучительной любви.

Однако что-то я отвлеклась от авторской постановки, видимо, настолько зацепила тема. Когда шла на премьеру, подумала, что главный режиссер театра Оксана Малуша, вероятно, проведет параллель с современностью или сделает какие-то вкрапления, показав изобретения сегодняшних ловеласов. Нет. И то верно, тогда это был бы уже не Островский. А так получился цельный и законченный спектакль, без примесей, и все испытали огромное удовольствие от соприкосновения с классикой, всегда актуальной, всегда живой – на века.

Марк Ларин в роли Флора Федулыча Прибыткова не играл – жил жизнью богатого, уверенного в себе купца. Но не зажравшегося, этакого высокомерного богатея, а достойного господина, с хорошими манерами, своеобразным благородством – не пошел на предложенную авантюру Глафиры, но и не запретил, чем приятно удивил зрителей. Они любовались им всякий раз, как только он выходил на сцену, словно Марк с молоком матери впитал в себя эту породу. А чего стоит сцена, когда отчаявшаяся Юлия кокетничала, давая ему понять, что готова на большее? Он попросил ее пересесть с его колен на стул, заметив, «что видали женщин и в не таких позах». Ему не понравилось поведение гостьи, но он не воспользовался ее зависимым от него положением. Напротив, поучительно сказал: «Не стоит так унижать себя ради такой суммы», и тут же, достав из шкатулки деньги, запросто отдал.

Тамара Столярова… Мы привыкли видеть ее сильной, обворожительной, экстравагантной дамой. Здесь она играла испытывающую нужду тетку Юлии и, как всегда, мастерски. Ее глазки бегали, она заискивала перед Прибытковым, намекала на оплату ее сомнительных услуг и закрутила такую интрижку, что мало не показалось никому, события потекли по другому руслу. Так происходит и в настоящей жизни, часто люди второго плана, исполнители, клевета и искажение фактов делают «погоду» и формируют события.

Хорош Насим Мамедов (Лавр Мироныч), выложился до конца, натянув все струны своей чувствительной души. С одной стороны, плут, «монтекристо», «феномен», с другой – светский человек, заботливый папаша, уважающий «дядюшку» Прибыткова. Ну а дочь его… пробел в воспитании, взрослая наивная дуреха, привносящая небывалое веселье, где бы ни появлялась. Так умело, зажигательно преподнесла свою героиню молодая актриса Элеонора Бактыгереева.

Пивокурова, экзальтированная дама сорока лет, вдова, занятна и притягательна по-своему. Душка. Ее-то и наметил своей очередной жертвой Дульчин. Салая Салтаныча, человека азиатской наружности, как обозначил в постановке Островский, колоритно сыграл Виталий Котельников, словно для него и писалась роль.

Ну и главные герои Светланы Каландаровой и Руслана Джумахметова – Юлия и Вадим, были на своем месте. Конечно же, обольститель и повеса имел больший вес, вокруг него и происходили главные события. По-своему он тоже переживал, что обманывает ожидания «избранницы», не может противостоять своей слабости, прожигает жизнь, но это был его выбор. Возможно, зрители должны были испытать к нему отрицательные чувства, но такого не произошло, вполне симпатичный и располагающий к себе субъект.

Отдельно хочется отметить великолепные костюмы: элегантные, изысканные, видно, что костюмеры поработали над ними основательно – «конфетки». И декорации в самую точку, радующие глаз и добавляющие где-то остроты, где-то туманности. Это заслуга художника Мурата Мамбетова и Веры Могилёвой, заведующей пошивочным цехом.

Зрители долго не отпускали артистов по окончании спектакля, и, если я имею такое право, то советую уральцам посмотреть.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top