Какую воду пьём?

24 мая 2018
0
1412

В последнее время немало горожан сетуют в своих звонках в редакцию: что-то странное творится с водопроводной водой, идёт она «какая-то ржавая или вообще грязная». Причём многие позвонившие отмечают, что такая вода доходит до потребителей в основном после длительных отключений водоснабжения.

«Нефть» в ванне

Происходило такое, например, и с нашим читателем Алексеем Касьяновым (имя и фамилия по его просьбе изменены), проживающим в 17-м доме 7-го микрорайона. Дождавшись возобновления подачи холодной воды, он обомлел: из крана бежала чёрная жидкость. По словам Алексея, он два часа сливал ее, пока вода не стала светлой, и тут обнаружил, что установленный всего-то две недели назад на кране фильтр уже засорился. А тут ещё воду приходится сливать, за что счетчики накрутят приличную сумму. Разве не обидно?!

Некоторые жильцы 5-го дома 6-го микрорайона периодически жалуются на желтоватый цвет водопроводной воды, из-за чего вещи приходится часто перестирывать. Владельцы жилья на Московской улице, в том числе прилегающих к магазинам «Коктем» и «Антарес», также сетуют на поступление после отключения водоснабжения грязной и жёлтой воды. Перечень таких претензий можно продолжать. Но раздавались сигналы и другого рода.

Позвонивший отказался назвать свою фамилию и представился бывшим работником жилищно-коммунальной сферы Владимиром Николаевичем.

– Я убеждён, что нельзя рубить с плеча, необходимо разобраться в ситуации. Делать это должны специалисты, а не бабушки с улицы, и уж потом принимать конкретные меры. Если виноваты поставщики услуг – ТОО «Батыс Су Арнасы», – пусть исправляют свои ляпы, следят за качеством воды, а не заставляют потребителей в ущерб себе (счётчики-то работают!) часами сливать грязную воду. Я не исключаю, что могут быть и причины, не зависящие от ТОО «Батыс Су Арнасы», например, недостаток финансирования для эффективного контроля за качеством питьевой воды или замены проржавевших сетей… Тогда пусть местные власти помогают решить этот вопрос. А то у нас любят находить «стрелочника»…

Далее наш собеседник обратил внимание на следующие обстоятельства:

– Согласно нормативным документам, работы по эксплуатации водопроводов состоят из двух групп: первая – наблюдение за состоянием сетей и сооружений водопроводов, вторая – проведение мероприятий, обеспечивающих нормальную их работу. То есть, речь идет не только о замерах давления на насосных станциях или контроле работы водозаборов, но также промывке и дезинфекции участков водопроводов, водонапорных башен, уничтожении сорняков на земляных валиках водонапорных линий, очистке и защите водопроводов от обрастаний внутренней поверхности труб, от коррозии…

Все это, по мнению Владимира Николаевича, вовсе не мелочи. Эти и другие «мелочи» в конечном итоге влияют на качество подаваемой населению воды. Может, наши «водоканальщики» именно здесь и недорабатывают?

А вот звонок Айнуры Сулеевой из 6-го микрорайона стал просто криком отчаяния:

– Надоели мне эти споры о качестве воды. Я водой из кранов мою полы или моюсь. Но пить такую воду, которая то «ржавеет», то становится черной как нефть, не стоит. Я покупаю питьевую воду в магазинах и ларьках в пятилитровых емкостях. Зарплата у меня, правда, небольшая, но что делать? Здоровье-то дороже!

Бывший житель Уральска Валентин Твердохлебов живет в Саратове уже 10 лет и уверяет, что никогда не сталкивался с низким качеством водопроводной воды и не слышал, чтобы кто-то из саратовцев так горячо обсуждал эту тему: мол, бывают «отдельные случаи», но они, как говорится, погоды не делают.

Потребитель всегда прав

Доводилось как-то беседовать о водоснабжении Уральска с ветераном труда, опытным производственником, много лет проработавшим в «Спецстрое» прорабом и начальником участка, Виктором Никитовичем Новозенко. Он охотно откликнулся на мой звонок.

– Я проживаю в 67-м доме по улице Гагарина. В конце ноября – начале декабря 2016 года, после того как здесь заменили магистральную трубу, со мной произошла такая же история, как и с другими потребителями: из крана пошла грязная вода. Осадок грязи в ванной после длительного слива достиг почти сантиметра. Почему происходит такое безобразие? Да потому что трубы сегодня не промывают и не хлорируют! 67-й дом я строил сам, водопровод в нём постоянно промываю сам с помощью своих друзей – трубы в здании, которому 44 года, не меняли ни разу! Вот как надо строить дома и эксплуатировать инженерные сети!

У нас сегодня доходит до абсурда. Задумали в Уральске после развала СССР построить спиртзавод. Для прокладки его инженерных сетей привезли зараженные опасными отложениями бывшие в употреблении трубы, выкопанные где-то в степи…

В условиях тендерной системы, – продолжал далее Виктор Никитович, – приоритет отдаётся изделиям подешевле. Вот и ширится применение дешевых «бэушных» труб китайского производства. Китайские товарищи пропитывают их специальным раствором, и трубы выглядят как новенькие – и наши производственники, сознательно или нет, попадаются на эту уловку.

Вот сейчас повсюду трезвонят о том, что будто так называемые капроновые трубы служат 100 лет. Покажите, где служат: в России, Казахстане, Китае? Где? Никто не показывает, потому как все это – ложь.

Мало того, что из кранов течет грязь, к ней, не дай бог, может добавиться другая зараза: местная пресса уже сообщала об устройстве скотомогильников в охранных зонах. Куда же смотрят наши власти?!

Наконец еще один очень показательный случай. Я восемь лет служил в рядах Советской Армии в Венгрии. Так вот, там счетчики на горячую воду начинают работать только при подогреве воды до 40 градусов. А у нас? Вы можете хоть часами сливать холодную воду, ожидая, что пойдет горячая, но ваши счетчики будут вам накручивать плату за холодную воду как за горячую. Отличный «навар» поставщикам услуг!

Я неоднократно предлагал внедрить и у нас такие же счетчики как в Венгрии, но получил категорический отказ: мол, давно определены и уже эксплуатируются действующие приборы учета, все это согласовано с госорганами… Но ведь это же надувательство потребителей! Люди вынуждены спускать то холодную воду, то грязную за собственный же счет.

За трубами практически нет ухода, их теплоизоляция проводится из рук вон плохо, а то и вообще не делается. С такой «культурой» эксплуатации водо- и теплокоммуникаций мы никогда не добьемся, чтобы до горожан доходила чистая вода, – подчеркнул Виктор Новозенко.

Без паники!

Ситуацию с водоснабжением в разное время неоднократно комментировали руководители ТОО «Батыс Су Арнасы», в том числе заместитель директора ТОО «Батыс Су Арнасы» по эксплуатации Куаныш Елубаев. Суть этих пояснений сводится к следующему.

«Наши потребители получают после отключений водоснабжения некачественную воду по банальной причине: водопроводные сети в городе старые. Но мы вовсе не сидим сложа руки, а производим их замену в соответствии с президентской программой «Нурлы жол». Техника, кадры, финансирование – все для этого есть.

Трубы в соответствии с нормативными документами обязательно очищаются и хлорируются. Пробы поступают на анализ в нашу лабораторию ТОО «Батыс Су Арнасы». Промывать и хлорировать будем до тех пор, пока лаборатория не даст положительное заключение. Так и должно быть на жизненно важном для города объекте, и мы за этим тщательно следим!

Кроме того, никаких китайских и бывших в употреблении труб при замене и ремонте трубопроводов не используем: все трубы новые, полипропиленовые казахстанского производства. Когда происходит порыв, подачу воды прекращаем и сливаем её вовсе не потребителям, а в свои сети. Затем, с разрешения лаборатории, возобновляем подачу воды. С нашего предприятия она выходит чистой, соответствующей всем необходимым параметрам. Картину портят устаревшие сети и порывы, предугадать которые невозможно. К тому же, водопроводы и канализация прокладываются не в лотках, как у тепловиков, а в земле, что сокращает срок службы устаревших инженерных сетей.

Об отключении воды заранее, обычно за день до этого, предупреждаем на сайте ТОО «Батыс Су Арнасы» с указанием улиц, домов и ориентировочного времени прекращения подачи воды. Так что наши потребители могут запастись ей заранее.

Мы готовы выслушать ваши предложения, замечания, анализ которых поможет нам в работе», – подчёркивают в ТОО «Батыс Су Арнасы».

Таким образом, картина получилась весьма забавной: потребители, приводя нелицеприятные факты, бьют тревогу, но поставщики услуг убеждают, что паниковать не стоит, меры по исправлению ситуации принимаются, демонстрируют к тому же открытость для общения. Истина, думается, посередине. Главное здесь – не скатиться к словесной перепалке и оскорблениям, а наладить конструктивный диалог. Тогда вода из крана наверняка станет чище.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top