Искусством по коррупции
Искусство, конечно, великая сила. Музыка, литература, живопись воспитывают, облагораживают, возвышают, вдохновляют, услаждают… Как писал Пушкин: «И пред твореньями искусств и вдохновенья, трепеща радостно в восторгах умиленья – вот счастье, вот права!» Но можно ли с помощью искусства бороться с коррупцией?
Недавно провели республиканский круглый стол «Всеобщее неприятие коррупции – залог единства и стабильности». И выработали методическое пособие «по организации театральных постановок, направленных на формирование антикоррупционной культуры».
Театрам было рекомендовано ставить «классические произведения о коррупции», например, «Доходное место» Островского или «Ревизор» Гоголя.
Конечно, не предполагается, что коррупционеры дружными рядами пойдут на спектакли, устыдятся, осознают, посыплют головы пеплом и перестанут воровать государственные деньги и использовать свое служебное положение в целях личного обогащения. Им, как говорится, поздно «пить боржоми», и перевоспитать их может только правосудие, а также возврат всего, что приобретено незаконным путем. «Ревизором» их не напугать.
Воспитывать «антикоррупционную культуру» театры должны у народа, преимущественно у молодого поколения. Только вот ни Гоголь, ни Островский не объяснят им, почему она вообще возможна? Почему люди, которым доверили управлять государством, используют его, государство, как кормушку?
Нам, по крайней мере, в советские годы объясняли, почему мы живем так скудно: гигантские стройки, пятилетки, БАМ, космос, атомные электростанции, счастливое детство, помощь прогрессивному человечеству и много чего еще. А теперь куда идут деньги от нефти и газа? На то, чтобы кто-то попал в список Форбс, набил зоб у государственной кормушки и свил уютное гнездо в десятки гектаров в дальнем зарубежье?
Генпрокуратура тысячи полторы бывших граждан Казахстана в международный розыск объявила, но этот розыск все равно что поиски неуловимого Джо, которого, как известно, никто и не ищет. А денежки-то – тю-тю. Вывезли из страны сотни миллиардов, и теперь попробуй их достань. Это ведь не бывший главный тепловик в Уральске, который через подставную фирму похитил всего-то три сотни миллионов или бывший руководитель областного сельхозуправления, которого обвинили в получении взятки «за покровительство», или руководитель здравоохранения в Мангыстауской области, тоже привлеченный за «покровительство» (уж какое покровительство на охране здоровья, можно только догадываться). Но этих хоть привлекли, хотя скорее всего отделаются они легким испугом. Недаром в народе говорят: украл тысячу – посадят, украл миллиарды – все сойдет с рук.
Железный занавес – это, конечно, плохо, но когда из твоего дома что-то вывозят, так и хочется спросить: «А куда вы все это тащите?» По данным Генпрокуратуры, вывезенные из республики деньги сосредоточены в Северной Америке, странах Европы и в оффшорных зонах. А могли бы на свою страну работать.
Все жалуются: цены на продукты питания, да и вообще на все растут не по дням, а по часам, при этом доходы хорошо если не снижаются. А журнал «Forbes Казахстан» сообщает, что в этом году суммарное состояние пяти казахстанских миллиардеров выросло на 10,6 миллиарда долларов, и это на 1, 3 миллиарда больше, чем оно выросло в прошлом году. Вот радость-то нам!
Антикоррупционное ведомство обратило внимание на коррупцию в госзакупках. Первопричина – «в широчайшем поле» этих самых закупок. А значит, это и широчайшее поле для коррупции, ведь бюджетные деньги – самые лакомые. То, что сейчас жилье стало намного доступней – это хорошо. «Но насколько вообще обосновано в жилищной программе участие государства как заказчика, если жилье все равно так или иначе в конечном итоге финансируется потребителями?» – задается вопросом «Forbes Казахстан».
Ласковое теляти двух маток сосет – государство и народ. А народ – это и есть государство. Так что получается, что мы, как тот скупой, платим дважды.
Вот я помню, как нам на заре «рынка» усиленно втирали в головы мысль о том, что первоначальный капитал не бывает чистым, намекая на то, что неприлично спрашивать о его происхождении. Значит, воровать – прилично, а спросить, откуда деньги, – неприлично?
И когда молодым госслужащим и бизнесменам скажут, что теперь работать надо по-честному, времена наступили другие, они наверняка подумают: «Значит, сами наворовались, вилл себе понастроили, а нас за лохов держите?» И Гоголь с Островским им не аргумент.
Купцам-кровопийцам, нравы которых описал Островский, или гоголевским смотрителям богоугодных заведений из «Ревизора», далеко до масштабов нынешних коррупционеров. Хотя сама идея перевоспитания с помощью классиков очень трогательная. Заповедь «Не укради» из евангельского Нового завета тоже наивная, но если привита с детских лет, то это табу на всю жизнь. А еще был такой мытарь (сборщик податей) по имени Левий Матвей. Так вот он услышал проповеди Христа, бросил суму с деньгами и пошел за ним. Две тысячи лет назад было.