Художник, что рисует свет
В галерее Центра искусств «Атамекен» прошла персональная выставка картин местного талантливого художника Нурбека Жардемова. Мастер представил новые работы, над которыми он трудился последние два года. Выставку назвал «Шуақ». В переводе с казахского – «Солнечный свет».
И в последний день выставки в зале посетители. Как оказалось, девушки – давние поклонницы таланта художника. Среди них гостья из Санкт-Петербурга, она призналась автору: ей хотелось бы увидеть его работы в своем городе. Там бы их тоже оценили по достоинству.
В этот раз художник сам проводит экскурсию, в центре он работает искусствоведом. Рассказывает о подготовке к экспозиции и своем творчестве за последние годы. А оно было очень плодотворным.
– Галерея вместила сразу 110 моих картин – разных по размеру, стилю и жанру. Примерно 15 из них написаны в этом году, – объясняет мастер.
Рисовать Нурбек стал с юного возраста. Заочно окончил ЗКГУ им. Утемисова, художественно-графический факультет, и все это время занимался саморазвитием, пробовал себя в разных жанрах и технике. Получалось все, за что он брался. Ничего удивительного, если есть талант – он обязательно проявится.
Одна из ярких работ, представленных на выставке, картина «Мам, я не хочу мыть посуду». По яркости и световой палитре перекликается с известной работой Татьяны Яблоновской «Утро». Художником передана такая же искрящаяся радость летнего дня.
Солнечное настроение и в картине с изображением двух казахских деятелей культуры – композитора, короля казахского вальса Шамши Калдаякова и композитора, искусствоведа Ильи Жаханова. Художник запечатлел их за оживленной беседой. И снова много ярких, теплых красок и света. Неожиданный сюжет – «Знакомство деревянного коня с бабочкой». Сколоченный из реек и случайных досок деревянный конь нежно склонился над хрупким живым мотыльком. И снова картина касается самого сокровенного.
В центре галереи историческая панорама – из цикла работ, посвященных героям былых времен – Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. На этой выставке полотно самое большое по размеру, но у художника есть работы гораздо масштабнее. Картина «Казахская свадьба на планете Марс», размером 5х2, написана в Турции. Там же созданы еще 27 работ, все они приобретены также на Кипре. Среди них картины размером 4х2 «Затерянная нота» и «Қара жорға». Тема героев восстания у художника зрела давно. Он основательно готовился, поднимал архивы, изучал исторические факты.
– Рождается идея, начинаю работать. Пишу быстро, иногда переключаюсь с одного на другое, затем возвращаюсь. Идет живой, творческий процесс, который наполняет все мое существо, я без этого просто не могу, – говорит художник.
Его картины – произведения искусства, каждая вызывают сильные эмоции и оставляют незабываемое впечатление. Мастер использует разнообразные техники и материалы для создания своих произведений, что придает им особую глубину и выразительность. Он не боится экспериментировать с формами и цветами, чтобы достичь максимальной точности в передаче своего видения окружающего мира.
«Золотая рыбка» – стилизованный симбиоз, объединивший в себе одновременно несколько жанров. И снова глубина и скрытый смысл, который зрителю придется разгадать самостоятельно. Но автор дает нам подсказку: мужчина склонился над аквариумом, в глаза бросается именно эта часть картины. Но настоящей золотой рыбкой является женщина, на которую мы не сразу обращаем внимание. На ней держится дом, она исполняет желания семьи.
После последнего мазка художника каждая его картина оживает. В этом и заключается особое волшебство: автор словно вдыхает в них свою душу. С этой минуты начинается их самостоятельная долгая жизнь. Они радуют, заставляют думать и сопереживать. Духовная наполненность современного человека – то, что волнует художника больше всего.
– Настоящих, традиционных художников, вкладывающих сердце в свое дело, все меньше. Интернет пестрит множеством картинок, созданных нейросетью. Кто-то пытается даже назвать это искусством. Но так ли это? На мой взгляд, нет. В таких репродукциях нет чувств и эмоций. Всего того, что вкладывает мастер. И даже если искусственный интеллект в совершенстве овладеет техникой академического рисунка, композиционными приёмами, колористикой, у него всё равно не будет преимущества перед человеком, – говорит художник.
Многие картины Нурбека Жардемова реалистичны. Автор уделяет особое внимание деталям, использует технику аккуратного наблюдения и переноса на холст или бумагу всех мельчайших оттенков цвета, формы и текстуры. Именно благодаря этой детализации картины приобретают ощущение глубины, объемности и реальности. На одной из таких работ запечатлен Жубан Молдагалиев, он сидит на диване в доме родителей художника. Автор тоже на этой картине, но здесь он еще маленький. Это его воспоминания детства.
Необычная работа – «Письмо потомкам в 6023 год». Художник взял на себя важную миссию – отправить послание на века вперед. В своей картине посланные в будущее знаки и символы, определяющие сегодняшний мир. Именно по ним потомки смогут многое узнать о нас.
– Меня волнует, что мы оставим в наследство будущему поколению, если в погоне за материальными ценностями, мы так небрежно относимся к духовным. Не задумываясь, растрачиваем что-то очень важное и даже не понимаем этого. Необходимо по крупицам собирать все то, что можно причислить к настоящему искусству. Но, как и где все это сохранить, если в области элементарно нет музея искусств. Уже растеряно наследие Сакена Гумарова. Пожалуй, пришло время над этим серьезно задуматься.