Грани реальности

8 июня 2023
0
7064

В музее «Старый Уральскъ» выставка двух уральских художников – Александра Радзивилова и Анатолия Рафикова. Один пишет картины, другой делает чеканки. Совершенно разные, но оба – талантливые профессионалы, вкладывающие душу в свои творения.

Уральск – душа, музей – его сердце

На открытие выставки собрались друзья музея, его постоянные посетители, любители живописи – все, кому дороги и сам музей, и наш город. Тем более, что на картинах Радзивилова царствует Уральск – его дома, улицы, церкви, скверы, рощи и реки. А чеканные работы Рафикова просто поражают тонкостью обработки и изящной роскошью.

– Если Уральск – душа нашего края, то здесь, в «Старом Уральске» – его сердце, – сказал на открытии выставки краевед, экскурсовод и один из основателей музея Александр Ялфимов. – Музей наполнен духом наших предков.

Александр Ялфимов поблагодарил всех, кто поддерживает и помогает музею, выразил уверенность в том, что так будет и впредь, подчеркнув что «Старый Уральскъ» живет, работает, по-прежнему привлекает людей, и это мероприятие тому подтверждение.

Вице-консул Генерального консульства России в Уральске Хаджимурат Айтмурзаев отметил, что такие музеи как «Старый Уральскъ», имени Пушкина, мемориальный Шолохова в Дарьинском имеют особое значение, потому что в них живет дух России, ее история. А «Старый Уральскъ» – кроме того, что здесь собрана богатая коллекция исторических документов и экспонатов – это еще и площадка, на которой собираются люди, знающие историю родного края, интересующиеся ею, место, где можно обсудить насущные вопросы и проблемы, где каждый может открыто высказаться.

– Музеи – это память: о событиях, о людях. Мы поддерживали и будем их поддерживать, – пообещал вице-консул.

Как обычно, порадовали собравшихся фольклорные ансамбли «Казаченьки» (руководитель Ольга Лонькина) и «Казачья песня» (руководитель Татьяна Самсонова).

Обстановка в музее, как всегда, непринужденная. И пока казачьи ансамбли развлекали публику своим пением, посетители продолжали рассматривать картины Александра Радзивилова и чеканные работы Анатолия Рафикова, обсуждали, делились друг с другом впечатлениями.

Город маслом

На выставке представлены 33 картины художника Радзивилова. На каждой какой-то лик нашего города, нашей реки, нашей природы. Все узнаваемое, родное. И, хотя все это мы видим практически каждый день, люди почему-то подолгу рассматривали дом Карева, дом Ванюшина, церкви, арку старого уральского дворика. Рассматривали и восхищались – так, как будто увидели их впервые. В этом, наверное, и состоит чудо живописи – восхищаться тем, что в жизни примелькалось, стало привычным и обыденным, и что в реальности восхищения не вызывает. И у каждой картины особое настроение, которое художник сумел передать.

Как сказал когда-то художник и архитектор Рустам Вафеев – Уральск еще можно рисовать, но уже трудно увидеть. И надо обладать зорким глазом живописца, особым даром, чтобы увидеть, ощутить эту идущую издалека энергию, почувствовать душу родного города. Недаром Радзивилов говорит, что не старается достичь архитектурной точности зданий и улиц. Главное – в деталях, в настроении.

Художник рисует город в разные времена года, в разную погоду, с разных ракурсов один и тот же объект. Но больше всего любит (как мне показалось) изображать Уральск умытым дождем или запорошенным снегом. Тогда он выглядит особенно патриархальным, умиротворенным, осененным то ли золотом осени и куполов, то ли чем-то неуловимым и благостным. Тогда старый город как будто приоткрывает свою душу, которую он целомудренно прячет в старых дворах, куренях, особняках. Отражается в залитой дождем осенней улице дом Карева, ротонда на аллее бывшего Столыпинского бульвара вызывает щемящее чувство ностальгии, парят в небе купола храма Христа Спасителя. Художник и мы вслед за ним смотрим на него с западной стороны: на востоке всходит солнце, на куполах загорается его отблеск. И появляется ожидание: вот сейчас солнце взойдет выше, купола засияют, и весь храм будет облит этим светом.

Это создает ощущение движения, изменчивости времени, пространства и – настроение. Чаще всего грустное, ностальгическое. Кажется, что старый курень в золотых сполохах ранней осени только чудом удерживается на яру, и вот-вот его сорвет в воду. И это вызывает настроение хрупкости всего материального.

У каждой картины хотелось задержаться, всмотреться, понять и почувствовать.

Старый Собор присутствует на многих картинах Александра Радзивилова. Художник запечатлевает его на полотне с разных ракурсов, иногда только силуэтом вдали. Много картин, изображающих Урал. Урал и Собор как два символа нашего города. То белый катерок рассекает воды Урала, и серебристые дорожки волн бегут – куда же еще – к Собору. То он в весенних проталинах, готовый вырваться на свободу, то летний, то заснеженный, зимний. Все места наши, узнаваемые. Александр Ялфимов пришел в восторг, увидев картину Крещенского дня на Урале: «Мы жили здесь, за Старым Собором и на Крещение всей семьей шли окунаться в Иордань!». «Вот смотрите – этот дом еще стоит», – показывает женщина на картину, изображающую известный Дом купца Ванюшина с необычного ракурса. И говорит она не о нем, а о скромном старом доме на переднем плане.

Некоторые картины изображают то, чего уже нет: Триумфальную арку в честь приезда Цесаревича Александра, снесенную в советские годы, торговые склады за пединститутом и снесенный ради храма наук храм Казанской Божьей Матери силуэтом в небе, Столыпинский бульвар, дебаркадер на Урале.

Любая из картин Радзивилова навевает воспоминания, создает настроение. Несколько своих работ художник выставил на продажу.

Сказка в металле

Анатолий Рафиков представлен на выставке всего семью работами. И это понятно: на то, чтобы создать такую красоту в металле с самоцветами и стразами, требуется немало времени, мастерства, вдохновения, таланта.

Большинство работ Анатолия Рафикова – на исторические темы. Всадники, поединки, охота, сюжеты на темы легенд и мифов, знаки казачьей славы и родовые казахские обереги, райские птицы и букеты дивных цветов – и все это в окружении тонкого, изящного орнамента, украшенного уральскими самоцветами и разноцветными стразами. При этом каждый сюжет исторически выверен: Анатолий по образованию историк и прежде чем начать работать над очередным произведением, изучает соответствующую литературу, чтобы ни в одной детали не погрешить против исторической правды. К этому он привык еще с тех времен, когда, по заданию директора машиностроительного завода Атояна, готовил подарки для генсеков, общественных деятелей и просто для именитых гостей города: огромный посеребренный барельеф Брежнева к его 75-летию, подарок Юрию Андропову, Нурсултану Назарбаеву в честь его 60-летия. Чеканки с личным клеймом Анатолия Рафикова – подарок не просто шикарный по своей красоте и мастерству. Он перейдет к внукам и правнукам, напомнит им о человеке и событии, в честь которого был сделан, ведь металл – материал вечный. А чеканщик – профессия в наше время очень редкая.

За время работы выставки ее успели посетить уже десятки любителей живописи и искусства. Обидно только, что места в музее так мало, что не все можно хорошо рассмотреть. А вот приобрести что-то из работ мастеров – можно. И тогда эта красота будет всегда рядом.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top