Габаритное возрождение

7 ноября 2019
0
1392

Атырауская газета «Прикаспийская коммуна» (15.10.2019, автор Виктор Сутягин) со ссылкой на заместителя председателя правления по переработке и маркетингу нефти АО НК «КазМунайГаз» Данияра Тиесова сообщила сенсационную новость: принято решение о проведении летом 2020 года дноуглубительных работ в Урало-Каспийском канале. По углублённому каналу протяжённостью 56 км с портов Чёрного моря будет доставляться в Атырауский речной порт крупногабаритное оборудование для сооружения газохимического комплекса в Атырауской области. Доставку выполнит казахстанский перевозчик «КазМорТрансФлот».

Всем нужен канал

В августе проведены измерения дна Урало-Каспийского канала, для разработки проекта и выполнения дноуглубительных работ привлечены местные компании из Атырауской области.

– Следует отметить, что эти работы носят положительный мультипликативный эффект для экологии и экономики региона в целом, – сказал Тиесов. – Это улучшение экологического состояния реки, увеличение популяции рыбы в Урало-Каспийском канале, возобновление коммерческого судоходства на реке.

Действительно, добрая весть. Ведь положение в канале сложилось критическое. В советское время в нём постоянно поддерживались гарантированные габариты судового хода. Затем, с 1990 года, углубление канала прекратилось под лозунгом охраны рыбных запасов.

Казахстанская газета «Транскурьер» в 1995 году писала: «Все твердят о спасении рыбы, спасении Урала, всем нужен Урало-Каспийский канал, но никто в это дело не вложил ни рубля, кроме Уральского пароходства, давно разорённого».

По расчётам специалистов, выполненных в середине 1990-х годов, на первичную расчистку канала требуется 2,5 миллиона долларов. По рабочим же проектам денег нужно в три раза больше. Только в 1999 году углубление канала возобновилось, чтобы впоследствии вновь прекратиться. Это серьёзно затруднило не только движение судов даже с небольшой осадкой, но и ход рыбы на нерест.

Теперь гарантированные габариты судового хода в углублённом канале запланированы по глубине – 120-150 см, ширине – 40-80 м, радиусе закругления – 375 м.

Копать с умом

А что же выше Атырау? В отличие от прежних времён, дноуглубительные работы на реке ведутся в небольших объёмах, в основном бессистемно, по странной технологии. Например, отвал грунта производится в русло. Но обвинять в этом и других странностях только речных путейцев (Уральский филиал РГКП «Казахстан су жолдары») несправедливо.

Бывший директор филиала Александр Колобов неоднократно подчёркивал: он и его коллеги обращались в республиканские инстанции с просьбой разрешить продавать добытую при углубительных работах ПГС строительным организациям. Но получили категорический отказ.

Десятки лет на Урале не проводились изыскательские работы, картографирование русла. А ведь раньше перекаты разрабатывались по результатам работы изыскательских партий. Необходимо возобновить такую исследовательскую практику: надо знать, что углублять, где и в каких объёмах. Как отмечал директор ТОО «Судоремонтный завод» Владимир Самсонов, углублять все перекаты бесполезно, иначе Урал попросту стечёт.

В годы расцвета судоходства затоны Учужный и рыбинспекции (в Ханской роще) углублялись по технологии: вынутый грунт грузился на баржу и выгружался на яру другим плавкраном напротив нынешнего дикого пляжа в Куренях. Затем затон в роще перестали углублять и он практически исчез. А грунт из Учужного при углублении плавкраном стали сваливать прямо у берега затона. Весной он снова затягивался илом.

В 2019 году до расчистки дело вообще не дошло: садоводы так и не собрали нужной суммы. Но если бы дошло, грунт тоже свалили бы в затон?

Давно общаюсь с известным специалистом, директором московского института «Гипроречтранс» Владимиром Рудомёткиным. Если бы Владимир Викторович увидел, как сегодня «углубляется» Урал и многострадальный Учужный затон, он бы наверняка поставил исполнителям жирную «двойку».

Поэтому тысячу раз прав Владимир Самсонов: необходимы НОВЫЕ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ, чтобы все действия на реке производить на научной основе.

Надо и путейцам помочь с техникой и финансированием, создать им нормальные условия для работы, а НЕ ПРЕВРАЩАТЬ В ПОСМЕШИЩЕ. Ведь уральцы просто диву дались от того, что ПГС вновь сваливается в русло: «Что они делают? Половодьем всё затянет!» Начинаешь им объяснять, что несправедливо всё валить на путейцев, но народ не желает углубляться в такие дебри и режет правду-матку в глаза: «Неспециалисты, что ли, работают? Какое же это углубление?!»

В какой-то фарс превратилась история с обмелением родной, исторической речной гавани – Затона им. В. Чапаева и затянувшимся углублением протоки, соединяющей залив с Уралом. Ещё весной, когда половодье на Урале практически отсутствовало, стало понятно, что осенью суда в затон на зимовку могут не зайти. Тем не менее, протоку, глубина которой упала до полуметра, углубили только в последний момент – во второй декаде октября.

Если, упаси Бог, в 2020-м обмеление повторится, а с углублением протоки вновь затянут, судам придётся зимовать в русле. Извините, но это позор!

По Учужному затону возникает вопрос: когда же наконец найдут общий язык, как принято говорить, заинтересованные стороны?

Садоводы (они считают, что сумма на углубление завышена), путейцы (они готовы выполнить работы, но недоумевают, где же деньги?) и Уральское городское общество садоводов, которое призвано права этих самых садоводов защищать. Автору этих строк приходилось беседовать по затону со всеми заинтересованными сторонами. У всех «своя правда», а дело стоит. Может, местные власти помогут? Не в ООН же обращаться!

Напомню, что несколько лет назад по Уралу доставили крупногабаритное оборудование для газотурбинной электростанции в Белесе. И путейцы очень помогли в доставке и выгрузке ниже Уральска этого важнейшего груза.

Тогдашний аким ЗКО Нургали Ашимов говорил о планах перевозок цемента в низовья Урала для строительства нефтегазовых объектов. Для этого предлагалось модернизировать второй грузовой причал около ТЭЦ. Именно речной транспорт перевозками ПГС обеспечил исполнение в срок итальянской фирмой «Тадини» работ по строительству дороги Уральск – Атырау.

Некоторые садоводы предлагают возродить пассажирскую линию Уральск – дачи ТЭЦ, а не гонять автобус вкруговую. Наконец необходимо с помощью судов бывшего пароходства доставлять по Уралу корабли завода «Зенит»… Словом, речные перевозки объективно востребованы. Значит, востребованы ГРАМОТНЫЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ и расчистка русла от карчей. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы «разогнать всех путейцев», финансируемых из республиканского бюджета, как это предлагают сделать некоторые горячие головы. В Атырау тоже кое-кто опустил руки и поднял панику, а вон как дело-то оборачивается!

Кстати, упомянутая статья в «Прикаспийской коммуне» называется очень показательно: «Урал вновь станет судоходным». Может, действительно, ещё не вечер? Осталась бы только вода в Урале-батюшке…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top