Фотография Вершкова
Александр Иванович Вершков – уникальное явление в истории уральской фотографии. Его фотографическое заведение просуществовало без малого сорок лет, создавая год за годом фотолетопись города. Первоклассный мастер своего дела, благодаря своему труду и неуемной энергии стал основателем творческой династии, продолжателем которой стал его сын Валериан.
А.И. Вершков родился в Оренбурге в 1846 году1, в мещанской семье. Рано лишился отца, мальчику было 12 лет, когда его не стало. Этот факт, очевидно, коренным образом повлиял на дальнейшую судьбу юноши. Нам неизвестно, чем занимался Александр до переезда в Уральск. Но скорей всего он был учеником у неизвестного нам оренбургского фотографа. Овладев основными знаниями и навыками в области фотографии, решился попробовать свои силы самостоятельно. Выбор пал на Уральск не случайно. Наш город в тот период времени (административный центр вновь образованной в 1868 году Уральской области) переживал невероятный экономический и культурный рост. Бурно развивалась торговля, общественная и деловая жизнь, притягивая, словно магнитом, талантливых и предприимчивых людей в столицу обширного степного края.
18 августа 1878 года оренбургский мещанин Александр Иванович Вершков берет разрешение в Уральском Войсковом правлении на открытие собственной фотографии в городе. Фотоателье располагалось в доме Осокина, о чем свидетельствует объявление, напечатанное в газете «Уральские Войсковые Ведомости», следующего содержания:
«Имею честь известить Уральскую публику, что в фотографии моей, помещающейся в доме г-на Осокина, продаются снятые с натуры виды встречи Уральской сотни, участвовавшей в Турецкой кампании».²
Где располагался дом г-на Осокина, выяснить пока не удалось. Через год с момента открытия, в начале августа 1879 го-да, фотографическое заведение А.И. Вершкова переведено в дом В.М. Кондрахина. Дом войскового архитектора и фотографа Василия Михайловича Кондрахина сохранился до наших дней. Представляет собой добротный кирпичный особняк, выполненный в классическом архитектурном стиле. Располагается на бывшей Никольской улице от угла Б. Михайловской (против реального училища).
В 1885 году фотосалон Вершкова начал прием посетителей в доме Кондрахиной, на Канцелярской улице. Этот адрес также не представляется возможным достоверно подтвердить. Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что собственного дома, в котором бы размещалось фотографическое ателье, у Александра Ивановича не было. Он довольствовался арендованными площадями.
В коллекции музея «Старый Уральскъ» представлено значительное количество снимков салона Вершкова. Характерной особенностью фотографий периода 1880-х годов является их простота, статичность, отсутствие фонов. А.И. Вершков был прекрасным портретистом. Доказательством тому служит масса кабинет-портретов, хранящихся как в музейной коллекции, так и в домашних архивах уральцев. Групповой портрет хорунжего Уральского казачьего войска Павла Яковлевича Шелудякова (сидит в центре) в окружении урядников – самая ранняя датированная фотография Вершкова в Уральске. Надпись на обороте гласит: «30-го августа 1882 года. День производства урядниковъ. 2-ой взводъур. учебн. сотни: хорунжий Шелудяков П.Я. Взводн. Старш. ур. Киляковъ, Младш. ур. Суетинъ, Приказные Истоминъ, Любавинъ.»
*Кабинетный портрет – стиль фотографии, ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года. Это были альбуминовые отпечатки, которые крепились на картонную основу размером 11х17 сантиметров. В начале 1860-х более мелкий стиль «визит-карт» и «кабинет-портрет» были одновременно популярны. Помимо увеличенного размера кабинетный портрет отличался большим количеством информации на лицевой и обратной сторонах картонного бланка. Кабинет-портрет был достаточно большим для того, чтобы можно запечатлеть помещение, кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата.*
В конце XIX века фотографические услуги еще не общедоступны для широких слоев населения. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет – те же полтора рубля за шесть штук, кабинетный – 4 рубля за те же полдюжины экземпляров. Заплатить такие деньги единовременно могли позволить себе лишь состоятельные граждане, городская аристократия и купечество.
Среди известных фотоснимков жителей Уральска девятнадцатого столетия, дошедших до наших дней и изготовленных в ателье А.И. Вершкова, безусловно являются портреты легендарного командира Иканской сотни генерал-майора В.Р. Серова, епископа Уральского и Оренбургского Виктора Лютикова, писателя и историка подъесаула Н.Г. Мякушина, чиновника Уральского уездного управления, статского советника Тихомирова Ф.И., архитектора, надворного советника Ивана Андреевича Теца.
Александр Иванович не ограничивался только салонными съемками. Он одним из первых освоил жанр событийной фотографии. Активно участвовал в художественной жизни города. В сентябре 1878 года вел съемку уже упоминавшейся в газетном объявлении встречи Уральской сотни, участвовавшей в Турецкой кампании. Снимал торжества во время пребывания Цесаревича Николая Александровича в Уральске в июле 1891 года: у Михайловского собора, при закладке храма Христа Спасителя, в Георгиевской роще, на скачках, на киргизском празднике и других, а также виды подарков, поднесенных Цесаревичу (альбом с этими снимками хранится в коллекции Российского государственного архива кинофотодокументов, г. Красногорск).
Создавал тематические альбомы, связанные с традиционными уральскими казачьими рыбными промыслами: плавенное рыболовство, багренье. В 1889 году запечатлел оставшихся в живых уральских казаков – участников легендарного Иканского боя в честь 25-летнего юбилея со дня события.
25 сентября 1905 года лучшие фотомастера старого Уральска: Вершков, Поляков и Онуфриев приняли участие в работе выставки лепных фигур и эскизов художника Н.Г. Калентьева, устроенной во дворе Коммерческого банка. Причем фотоателье Вершкова даже устроило распродажу снимков по 75 копеек за штуку, а увиденный корреспондентом «Уральца» один из снимков «найден весьма удачным».
К сожалению, ни одна из фотографий с выставки скульптур 1905 г. не сохранилась. На выставке экспонировались скульптуры казаков, предназначенные для установки на главном фасаде Банка.
Специальная заметка в газете «Уральские войсковые ведомости» позволяет и нам, спустя столетие, посетить павильон во дворе банка. «Выставка помещается в небольшом деревянном здании, специально построенном для лепки этих больших фигур и затем несколько расширенного в длину для удобств посетителей выставки. На выставке всего 5 фигур. Посередине стоит прототип казака баграчея, в виде бюста, затем две статуэтки – старинного казака в соответствующем тому времени одеянии, в ергаке из жеребячьих шкур, старом треухе – шапке, со старинным фитильным кремнем в руках, с кривою (клыч) саблей и оригинальной старинной пороховницею на поясе. Другая фигура – современного казака – баграчея, в папахе, в обыкновенной теплушке, подшароваренного и с атрибутами рыболова подбагренником и петлею.
Обе фигуры, особенно вид статуэток, дышит жизненной правдой. Такою же правдою, несомненно, дышат и сами большие фигуры, лепленные для здания банка, но расстояния между выставленными фигурами так близко, что посетившая выставку публика с трудом ориентировалась в резкостях контуров, тем более, что высота фигур свыше 4 аршин, да и стоять они будут на высоте 2-го этажа банка, что, несомненно, рассчитано художником. Сравнивая эти две фигуры, видишь, что в отношении художественной правды художник принял во внимание первоначальный тип Яицкого казака, – этого беглого от всякой неправды и тягот будущего «ушкуйника», подвизавшегося сначала на кормилице Волге, а затем, после разгрома волжской вольницы стольником Мурашкиным, бросившимся спасать свои «животы».
Тип старого яицкого казака – именно великорусский тип, воспитанный горем, тип людей с непримиримою волей, привыкших к невзгодам и тяготам скитальческой судьбы…»
(Окончание следует)
Автор: Денис Алёхин