Это вечное искусство
Праздник учрежден чуть больше шестидесяти лет назад, и он намного моложе нашего театра драмы Островского. Театр, как и многие другие культурные заведения города, открыт по указанию наказного атамана Столыпина в 1859-м году, и первый спектакль дан по пьесе Островского «Бедность не порок». С тех пор спектакли по пьесам Островского практически не сходили со сцены театра. Сначала в них играли актеры-любители, а вскоре и профессиональные. Сорок лет блистала на сцене театра народная артистка Казахской ССР Екатерина Володарская, заслуженный артист КазССР Владимир Попов, другие талантливые актеры. В 1960-м году Уральскому драматическому театру присвоено имя Островского.
В этом году у театра двойной юбилей – 165-й сезон и двухсотлетие со дня рождения великого русского драматурга. В честь этого события театр вместе с областной библиотекой имени Жубана Молдагалиева и Центром русской культуры Ассамблеи народа Казахстана ЗКО проводит конкурс среди учащихся школ и лицеев «Верю! Школьники о старейшем» на лучший отзыв-рецензию о спектакле по пьесам Островского из репертуара нашего театра.
«Театр старый, а дух в нем молодой», – отметила критик Ольга Ефремова в прошлом году на фестивале «Соотечественники» в Сызрани, где театр стал лауреатом, покорив высокое жюри спектаклем «Женитьба» по пьесе Гоголя. А чуть раньше главную премию Союза театральных деятелей Казахстана «Енлікгүл» заслужил детский спектакль «Маленькая Баба Яга» в постановке Руслана Джумахметова в номинации «Лучшая творческая работа в спектакле для детей».
Накануне своего профессионального праздника Руслан Джумахметов вернулся из Саратова, где блестяще защитил диплом на звание магистра театральной педагогики и режиссуры. Сказку «Конек-Горбунок», которая с большим успехом идет на сцене нашего театра, приемная комиссия театрального института отметила как лучшую работу из всего выпускного курса.
– Конечно, это приятно и радостно. Не только за себя. Потому что это не только моя работа – всего коллектива: актеров, гримеров, костюмеров, декораторов, осветителей. И, конечно, благодаря помощи и советам главного режиссера театра Оксаны Михайловны Малуши, – говорит Руслан, который перед представлением успел дать короткое интервью нашей газете.
– Что-то изменится в Вашей работе после защиты?
– Я как работал, так и буду работать. Но теперь с полным правом буду заниматься не только актерской, но и режиссерской и педагогической деятельностью. Работа над дипломом мне многое дала в теоретическом плане. Потому что практика это одно, а теория – абсолютно другое.
– С каким настроением коллектив встречает свой профессиональный праздник?
– Настроение прекрасное, весеннее.
– По традиции отмечать будете на сцене?
– Да это радость, удовольствие, мечта – быть на сцене! Мы готовим большую праздничную музыкальную программу. У нас совпали два праздника – День театра и юбилей нашей любимой, несравненной, обожаемой Тамары Михайловны Столяровой. И это в первую очередь потому, что Тамара Михайловна – гордость театра, наша примадонна, путеводная звезда.
– Какие планы?
– Лично у меня – актерские, режиссерские, буду продолжать педагогическую деятельность. Мои планы неотделимы от планов театра. Репетируем в спектакле «Пиковая дама» – постановка мос-ковского режиссера Марии Павловской, уже знакомой уральскому зрителю по спектаклю «Продавец дождя». Тамара Михайловна Столярова играет в этом спектакле роль Графини, а я Германа. В плане режиссуры хочу сделать сказку – такой небольшой, мобильный вариант. И взяться за «Айболита». Но это грандиозная работа, с множеством персонажей, спецэффектов. Зрители увидят ее только в следующем – юбилейном – для нашего театра сезоне.
Скоро состоится премьера спектак-ля по мотивам пьесы Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». У нас она называется «Жизнь и приключения коммерсантки Анны Ф.». Это сценическая версия и редакция главного режиссера театра Оксаны Михайловны Малуши, ее видение этого произведения. В спектакле много зонга – песен-баллад в джазовом ритме, их исполняет актриса Анна Гальцева.
– Что театр ждет от зрителя?
– Театр от зрителя ждет посещаемости. В последнее время все спектакли по четвергам-пятницам у нас проходят с постоянным аншлагом. Приятно, что зритель хорошо идет на классику.
– Почему театр, наперекор всем современным технологиям, остается востребованным?
– Потому что у нас живой театр. Не что-то музейное и застывшее, а живое, меняющееся. Мы стараемся даже классику делать современной. Современность заключается не в том, что актеры, играющие в пьесе из старых времен, будут одеты в джинсы, начнут на сцене материться или обнажаться. Современность в том, что люди и сегодня подвержены тем же чувствам, тем же порокам, что и герои классических произведений сто и двести лет назад.
– Творческих удач и постоянных аншлагов.