Эхо Старого Уральска

13 августа 2020
0
4517

(Продолжение. Начало в № 32)

Москва. Здание Думы

Каревы и их дом

Итак, в январе 1899 года «Уральский листок» сообщал: «На днях дом наследников Бизянова на Б.М. окончательно куплен купцом А.Т. Каревым, а в начале марта предполагается приступить к постройке нового грандиозного здания, нижний этаж которого предполагается под магазин, во втором будет ресторан с концертным залом и номера для приезжающих: план постройки грандиозный, здание предполагается таких размеров, что в Уральске такого еще не было».

Известна легенда о том, как купец Карев яростно торговался с купцом и скотопромышленником Овчинниковым за будущий участок. Карев, многократно переплатив, торг выиграл, но отомстил Овчинникову, заслонив солнце его дому своим «небоскребом». Так вот, эта легенда по своей фабуле уходит как раз в это время, в зиму 1899 года. Фактических подтверждений ей нет. В Уральске в это время выходило 3 газеты, причем две из них ежедневные городские. Падкие на местные скандалы и сенсации, они, безусловно, с большим удовольствием и в ярких подробностях описали бы подобные события, случись они на самом деле. Для примера достаточно вспомнить «автомобильное дело» присяжного поверенного Н.М. Логашкина. Но увы, в прессе об этом ни слова. И все же, как говорят, нет дыма без огня. Некие трения между Каревым и Овчинниковым и могли быть. Не ясно только, с кем именно из них. Окна парадных покоев особняка Овчинниковых выходили на восток, глядя на двор дома Бизяновых, что через улицу. До начала нынешнего столетия рядом с домом Овчинниковых на уровне 2-го этажа сохранялась большая терраса с узорчатым кованым ограждением. На ней хозяин, один из братьев или их отец якобы любили по утрам пить чай, наблюдая за улицей. Вряд ли неожиданное строительство по соседству огромного доходного дома могло вызвать восторг Овчинниковых. Пить чай под любопытными взорами новых постояльцев не комфортно. Торг купцов за участок Бизяновых тоже мог быть. Вспомним, что вплотную к дому Карева примыкает бывший магазин Петра Овчинникова, с уцелевшей на парапете монограммой владельца – «ПО». Впрочем, последний был построен несколько позже.

Теперь самое время уделить внимание дому Бизяновых, приобретенному Каревым на слом. Бизяновы одна из старинных уральских казачьих фамилий. Наиболее известен Федот Григорьевич Бизянов, участник заграничных походов против Наполеона, адъютант военного министра Аракчеева, свидетель пребывания Пушкина в Уральске. В 1837 г. он даже временно исполнял обязанность атамана УКВ. По-видимому, великолепный особняк на Большой Михайловской построен Федотом Григорьевичем. К счастью, попав частями в кадры дореволюционных фотографов, эта интересная во всех отношениях постройка не исчезла бесследно. Без преувеличений можно сказать, что это был один из красивейших и крупнейших частных домов на Большой Михайловской улице. Выдержанный в архитектурном стиле русского классицизма, он построен где-то в первой половине XIX века, когда после крупных городских пожаров местная аристократия отстраивала новый Уральск.

Терраса особняка Овчинниковых

В соответствии с традициями классицизма, строго симметричное здание было по центру оформлено парадным крыльцом в виде огромного шестиколонного портика, причем колонны тосканского ордера необычно строены. По второму ярусу на колоннаде устроен обширный балкон. Особняк Бизяновых напоминал классическую барскую усадьбу и расположен по «барски», посреди огромного участка, с двумя воротами справа и слева от дома. По своей архитектуре он близок к сохранившемуся дому Мизиновых. Непосредственно до сноса, помимо Управления караванного отделения, в доме Бизяновых размещался отель Крутилина и ресторан Вержинского. В большом дворе находились многочисленные дворовые флигели, включая кухмистерскую.

К середине 1899 года Карев начал расчищать купленный участок. В №78 «Уральский листок» в заметке под названием «Грандиозные постройки нашего города» сообщал: «Постройка большого здания под магазины, ресторан и номера на Б.М. ул. будет начата г. Каревым с будущей весны. Стоящий ныне на этом месте дом разбирается. С постройкой этого здания в Уральске будет пополнен большой пробел. Г. Карев предполагает строить свое здание по образцу столичных. Все здание будет освещаться электричеством: в нем будет устроен водопровод. Зал ресторана будет сделан в 2 света, в боковом корпусе будут большие и маленькие квартиры. Если все это осуществится, то г. Карев не будет в убытке».

С момента приобретения участка наступил ключевой этап, о котором у нас нет совершенно никаких сведений. Карев заказал проект будущего здания. В Уральске архитекторов и инженеров, готовых справиться с такой задачей, не было. Где и кому поручен этот проект, неизвестно. Можно лишь предположить, что, в силу возможных тесных связей, Карев мог заказать проект в одном из проектных бюро Самары, что вовсе не отрицает участие архитекторов из иных городов. Новый доходный дом спроектирован в так называемом «псевдорусском» стиле. Характерные кокошники в обрамлениях окон 3 этажа, богатый кирпичный карниз из древнерусских «ширинок» и арок, шатровые завершения кровли – характерные черты этого романтического стиля, использовавшего архитектурные мотивы эпохи Московской Руси. Все декоративные элементы оформления стен выложены из фигурного кирпича, без лепнины и штукатурки, что гарантировало долговечность и минимум усилий по внешнему ремонту фасадов. В архитектуре Уральска это единственный пример «псевдорусского» стиля. Век модерна еще не наступил, поэтому «национальная» архитектура в купеческой среде была очень популярна и, по-видимому, импонировала Кареву. В России к этому времени выстроили значительное количество интересных зданий в этом стиле. Наиболее известны московские Верхние торговые ряды и здание Исторического музея на Красной площади, Большой ярмарочный дом в Нижнем Новгороде. Видными зодчими, работавшими в этом стиле, были братья Чичаговы из Москвы. Дом Карева в чем-то похож на некоторые их проекты, особенно на здание московской городской думы.

Особняк Бизяновых

Любопытно, что одно из красивейших зданий старой Самары – театр, который Карев конечно же видел, построен по проекту Михаила Чичагова также в псевдорусском стиле. Но не будем строить никаких догадок, имя автора проекта дома Каревых остается неизвестным. Напомним лишь еще раз, как писали газеты: «г. Карев предполагает строить свое здание по образцу столичных». Участие столичных архитекторов вполне возможно.

Отдельный вопрос вызывает финансирование проекта. Вряд ли у Карева, при всей его состоятельности, были изначальные средства на полное строительство дома. Газеты озвучивали огромную для Уральска стоимость постройки – 200 тысяч рублей. Для сравнения, заявленная в 1901 году архитектором В. Чагиным сумма для строительства храма Христа Спасителя (без внутренней отделки) составляла 125 тысяч рублей. Причем, эту сумму Уральское войско собирало много лет. Предприятия подобного размаха обычно совершались с привлечением займов, ссуд и кредитов. Так строились доходные дома Москвы и Петербурга. Карев вряд ли был исключением. Имея детально просчитанный бизнес-план, он строил на заемные средства. Это проект на столетие, доходный дом должен был обеспечить в будущем надежный и стабильный доход потомкам.

1899 год ушел в подготовительных хлопотах. Закупался необходимый материал, шло проектирование, расчищалась и готовилась строительная площадка. Работы вызывали недовольство у городского сообщества. «Уральские войсковые ведомости» призывали к соблюдению порядка в части благоустройства: «Мы неоднократно уже говорили в нашей газете, большинство наших домовладельцев на Большой Михайловской улице не обращают никакого внимания на тротуары перед их домами, так что последние представляют из себя скорее западни, чем удобство для проходящей публики. Из таких тротуаров-западнях укажем покуда на тротуар перед домом Ф.Ф. Скворкина, напротив его – перед домом наследника Меркурьева, не говоря уже о тротуаре, где до сих пор не сняты остатки от сломанного парадного крыльца и совершенно же выбит тротуар перед домом купца Карева, где была кухмистерская Крутилина. Все эти домовладельцы – люди далеко не бедные, а потому и следовало бы теперь же потребовать от них исправление тротуаров, так как не более чем через месяц, по Михайловской улице, особенно по солнечной стороне, будут циркулировать вереницы гуляющих и тогда исправлять будет уже поздно».

Весной 1900 года газеты продолжали жаловаться: «Тротуар против разобранного дома купца Карева на Б. Михайловской ул. как известно, присоединен к двору Карева; взамен тротуара положено по Большой улице две узенькие дощечки, которые с грехом пополам допускают движение пешеходов, но со стороны Мостовой ул. такой замены не сделано, и занятый кирпичом Карева тротуар частью не огорожен, так что идущим по Большой ул. по тротуару близ склада кирпича переправляться через глубокою, всегда изобильную грязью, канаву и тащиться по середине улицы, представляет сущую трясину». Но жалобы газетчиков не останавливали строителей: «В ответ на нашу заметку о крайнем стеснении прохожих складом кирпича на Мостовой ул. купец Карев выложил еще несколько возов кирпича, чуть не до середины улицы». Где-то в это же время, когда достаточно просохла земля, отрыт котлован, состоялась закладка фундамента и освящение новой постройки. Эта дата впоследствии будет увековечена на декоративном щипце на кровле. Во избежание распространенных неверных толкований, повторим:«1900» – год освящения закладки постройки, а не ее завершения. Намеренно или нет, но дата оказалась символичной. Дом стал ровесником нового века, символом грядущего обновления Уральска.

(Продолжение следует)

Автор: Рустам Вафеев
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top