Его имя – эпоха

10 апреля 2025
0
981

Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося казахского композитора, дирижёра, домбриста, педагога и общественного деятеля Нургисы Атабаевича Тлендиева. Его имя золотыми буквами вписано в историю национальной культуры, а его музыка – это голос степи, звучащий в сердцах поколений.

Нургиса Тлендиев родился 1 апреля 1925 года в ауле Иргалы Алматинской области. С ранних лет он был окружён волшебным миром казахской народной музыки. Его отец, Атабай Тлендиев, был известным в округе домбристом и певцом. Именно от него Нургиса унаследовал любовь к народному искусству и научился виртуозно владеть домброй. Мать, Салиха, была хранительницей традиций, знала множество народных песен и сказок, что также оказало огромное влияние на формирование личности будущего композитора.

Талант Нургисы проявился очень рано. Уже в детстве он поражал окружающих своей музыкальностью, импровизируя на домбре и сочиняя собственные мелодии.

В шесть лет он уже играл так, что покорил самого Ахмета Жубанова, признанного корифея казахской музыки, который в поездках по стране искал талантливых домбристов для нового оркестра народных инструментов.

С подачи Жубанова в 1939 году, в возрасте 14 лет, Нургиса поступил в Алматинское музыкальное училище, где начал профессионально изучать основы музыкальной теории и композиции. Его наставниками были выдающиеся музыканты, которые также сумели разглядеть в юном даровании огромный потенциал.

– Жубанов учил меня всему: любить и понимать музыку народную и классическую, учил трудиться и находить радость от творчества, учил любить жизнь во всех ее проявлениях. Я обязан ему тем, кем я стал, – говорил о своем учителе Нургиса Тлендиев.

Огромную любовь к музыке не погасила даже война, на которую он ушел добровольцем в 1943 году, когда ему было всего 16 лет, приписав себе два года. С боями прошел от Курской дуги до Берлина, несколько раз ранен. За смелость и отвагу награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу!», «За взятие Берлина» и «За победу в Великой Отечественной войне».

После Победы, два года проучившись в Алматинской консерватории на отделении народных инструментов, Нургиса Тлендиев отправился в Москву, где его приняли в Московскую консерваторию. Он стал первым казахом, который поступил в столь престижный столичный вуз! Потом стажировка в легендарном Большом театре.

Вернувшись на родину, назначен главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая, на сцене которого звучала и его музыка – кантата «Мой Казахстан» и балеты «Ортеке» и «Дорогой дружбы».

Но особая любовь у Тлендиева к народной музыке. В 1961 году он становится художественным руководителем и главным дирижером Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы.

Как считают специалисты, этот период жизни был для композитора самым плодотворным – им написан целый ряд музыкальных произведений, которые и сейчас с большим удовольствием исполняются музыкантами, например, поэма «Ата толғау», увертюры «Халық қуанышы» и «Қайрат» и многие другие.

Заслуженный деятель искусств РК, музыковед Юрий Аравин вспоминал, как Нургиса Тлендиев, выходя на сцену, брал в руки домбру или вставал за дирижерский пульт – и удивительным гипнотическим образом сразу брал власть не только над музыкантами оркестра, но и над всеми завороженными слушателями.

– Поведение его порой было неординарным, неакадемичным. Он мог на какое-то время вообще перестать дирижировать, и только строгий, иногда лукавый, а чаще призывный взгляд на ту или иную группу оркестра, на того или другого солиста говорил о его постоянном контроле над ситуацией. А когда он солировал на домбре свои виртуозные импровизации, то умел нагнетать такое напряжение ожидания, что вступление оркестра по энергичному взмаху его руки казалось взрывом эмоций, прорывом чувства радости, вдохновения, и публика с восторгом отзывалась шквалом аплодисментов, – писал Юрий Аравин.

Нургису Тлендиева помнят и как талантливого композитора, который писал для кино. Это его музыка звучит в культовом мультике, созданном на киностудии «Казахфильм», «Почему у ласточки хвост рожками», а также в таких и сейчас популярных фильмах, как «Погоня в степи», «Путешествие в детство», «Эй вы, ковбои!», «Алпамыс идет в школу» и других. А для фильма «Кыз Жібек» Тлендиев написал кюй «Аққу». В эти же 60-70-е годы в соавторстве с талантливым Мукагали Макатаевым им написано более 30 песен.

В 1981 году началась новая страница в биографии композитора – по просьбе тогдашнего руководителя страны Динмухамеда Кунаева Тлендиев возглавил, а, по сути, собрал оркестр народных инструментов «Отырар сазы». Ведь тогда трудно найти музыкантов, которые играли бы на таких специфических инструментах, как сазсырнай или сыбызгы, но Нургиса Атабаевич смог это сделать. Более того, он создал уникальный музыкальный коллектив, который покорил буквально весь мир.

«Отырар сазы» – вершина творчества Тлендиева как композитора, так и исполнителя и дирижера. Специально для этого оркестра Нургиса Тлендиев написал целый ряд произведений, разрабатывая свою концепцию современного оркестрового звучания традиционного жанра народной инструментальной музыки – домбрового кюя.

Всего Нургиса Тлендиев создал более 30 оркестровых произведений, по-новому воплощающих жанр кюя, многие из них существуют как в сольном, так и в оркестровом вариантах. Как и в народных кюях, в его музыке можно услышать, например, лебединый клекот, хлопанье крыльев – кюй «Аққу», или шум многоликой толпы – кюй «Көш керуен».

Заслуженной популярностью пользуются и песни Нургисы Тлендиева. Их более ста, в основном это лирические признания в любви к родному краю, воспевание красот джайляу, небесных гор как символа чистоты и величия и, конечно, прекрасных женских образов.

Нургиса Тлендиев ушел из жизни в 1998 году, но его музыка осталась, она звучит и сейчас. Имя композитора носят музыкальные школы, музеи и улицы городов, о нем сняты документальные фильмы. А значит, он до сих пор в памяти народа.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top