Души и сердца вдохновенье

12 декабря 2024
0
850

«Здесь разглядишь то, что унеслось, казалось, безвозвратно в стремительном беге реки жизни, … а время такое прозрачное, чистое, что видно в нем все. Разглядишь далекие уже события, встречи, лица дорогих твоему сердцу людей… » – писал уральский художник Сергей Сайбель, ученик Виктора Адольфовича Гофмана-Котельникова.

Столетнему юбилею педагога, художника, основателя детской художественной школы Уральска Виктора Гофмана-Котельникова посвящена выставка картин из запасников музея «Старый Уральскъ», которая открылась в Выставочном зале. Еще до начала мероприятия стали собираться посетители. Среди них – ученики Виктора Адольфовича, художники, преподаватели и учащиеся художественной школы, просто любители живописи.

У начала вернисажа – стенд с альбомами репродукций известных русских художников: Репина, Тропинина, Серова, Перова, Сурикова, Крамского, Левитана. Все они стремились отобразить в своих произведениях реальную жизнь и, наверное, были для Виктора Адольфовича примером для подражания, ведь его картины тоже реалистичны. Но он был очень скромным человеком, свое творчество при жизни никогда не выставлял и, по воспоминаниям литературоведа Николая Щербанова, даже художником себя не считал, а картины писал почти что втайне – для души. И они, эти картины, очень душевные.

– В музее хранятся 160 картин 34-х уральских художников, но мы не имеем возможности выставить их все из-за недостатка места, – сказал на открытии выставки директор музея «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин, поблагодарив руководство Выставочного зала за предоставленную возможность.

Все эти картины были, в основном, подарены музею их авторами – уральскими художниками. Картины Виктора Гофмана-Котельникова сохранились чудом, благодаря его ученице Ирине Турцовой, которая их разыскала, собрала, восстановила и нашла наследника, передавшего в дар музею эти полотна.

На выставке представлены, в основном, картины самого Виктора Гофмана-Котельникова, а также работы других уральских художников – Сергея Сайбеля, Елены Кабановой, Ольги Мининой, Ирины Гилёвой, Алины Хожантаевой, Нуртая Жардемова, Устина Комарова, Влада Яроцкого.

– Более сорока картин Виктора Гофмана, причем одну нам привезли буквально за два часа до начала – мальчик, который держит кисточку во рту. Она хранилась в частной коллекции, и хозяин, узнав о выставке, предоставил ее, – рассказал руководитель Центра русской культуры Сергей Быков.

У Гофмана целый цикл работ, посвященных Пушкину. Они выполнены графикой. Но самая известная картина из «пушкиниады» Гофмана – Пушкин среди уральских казаков – написана маслом. Это его излюбленная техника.

На выставке много портретов. Не случайно она называется «Лица старого Уральска». Автопортреты самого Виктора Гофмана, портрет заслуженной учительницы Полины Сергеевны Джалеповой его кисти. Портрет работника культуры, фронтовика Стефана Августиновича написала уральская художница Елена Кабанова. Это благодаря ее таланту в Уральске остались изображения героев Великой Отечественной войны.

– Портреты Михаила Шолохова предоставил на выставку музей его имени в Дарьинском. В год юбилея писателя Дарьинский музей объявил среди художников конкурс портретов Шолохова, – объясняет Геннадий Леонидович.

С музеем Шолохова у «Старого Уральска» особенно тесное сотрудничество, в том числе и по обмену экспонатами и картинами. Часто полотна из запасников городского музея выставляются на обозрение жителей села Дарьинского.

Бросается в глаза большой портрет священника: пронзительный взгляд, а на рясе рядом с православным крестом военные награды, в том числе орден Славы третьей степени. В уголке полотна дарственная надпись: «Николаю Семеновичу на добрую память». Имя художника и фамилия священника не указаны. Но старожилам Уральска трудно не узнать на этом портрете Отца Николая Котова, ведь в советские годы он был единственным священником в единственной действующей на Старом городском кладбище Преображенской церкви.

Еще один портрет привлекает внимание, хотя выставляется он не в первый раз. Это легендарная личность уральского старообрядчества – Мокей Кабаев. Во время Гражданской войны на Урале он создал из казаков так называемую «крестоносную дружину», которая боролась против «антихристовой» власти большевиков. Мокей Кабаев доблестный воин, участвовал еще в походах под командованием генерала Скобелева и хорошо знал, как важна в боях моральная поддержка. В боях с красноармейцами он всегда был впереди своей «дружины» – на белом коне, с большим серебряным крестом на груди. Сам его вид говорил казакам: «ни один волос не упадет с вашей головы, если не будет на то Божьей воли». Ему верили.

Сергей Сайбель изобразил Мокея Кабаева с горящими фанатизмом глазами. А молодой художник Устин Комаров – маленьким старичком с большой белой бородой, блуждающим в темном тумане. Сгинул Мокей Кабаев в пучине Гражданской войны где-то в Крыму.

Интересные работы у молодого художника Влада Яроцкого, сына известного художника Василия Яроцкого, который работал вместе с Виктором Котельниковым.

Все эти картины были, в основном, подарены музею их авторами – уральскими художниками.

Особенно любил Виктор Адольфович рисовать детей, своих учеников.

Лица у детей большей частью задумчивые, сосредоточенные. Наверное, учителю нравились такие – серьезные, думающие.

В каждой такой картине есть сюжет, идея, настроение. Они будят воображение, и нетрудно представить, что там, за этим полотном, в «реке жизни». Маленький белокурый мальчик сидит за столом, на котором чашка чая и тарелочка с печеньем или сушками. Рядом на стуле большой плюшевый медвежонок. И такое умиротворение на лице ребенка, такое предвкушение удовольствия от сладкого чая с печеньем, которым он обязательно угостит и своего друга-медвежонка. А это даже не картина – набросок, похоже, сделанный цветными карандашами.

Вот мальчик задумался перед мольбертом: а, может, это будущий Левитан? Девочка недовольна собой, что-то у нее не получается. От картины с названием «Октябрь» так и веет осенней прохладой, а ведь на ней изображена не промокшая от дождей улица и не опавшие с деревьев листья. На картине то ли мама, то ли старшая сестра заплетает девочке косички. Но по заспанному личику девочки, по ее озябшей фигурке понятно, что это октябрьское утро перед школой. А в доме прохладно, потому что еще не затопили печь и хочется еще поспать, а в школу идти не хочется. Зато как потом будет и бодро, и интересно, и весело. И с какой радостью после уроков в школе побежит эта девочка на занятия в любимую «художку».

О том, с каким желанием они шли на занятия живописью в художественную школу, рассказывали на открытии выставки ученики Виктора Адольфовича, ныне сами художники и преподаватели. Ольга Минина (ее картины тоже представлены на выставке) вспоминала, что в старом доме, приспособленном под студию художественной школы на Пугачевской площади, царила удивительно теплая, добрая, уютная, почти домашняя атмосфера. Виктор Адольфович со своим другом, директором созданной ими первой детской художественной школы Романом Егоровичем Валиевым создали эту атмосферу любви и вдохновения.

Вспоминали милые подробности времени своей учебы в «художке»: самовар, который стоял в учительской, и труба от него торчала в форточке. Плэнеры, на которые выходили вместе с преподавателями в любое время года – летом, зимой, весной, осенью.

О своем стремлении сохранить эту добрую и творческую атмосферу, сохранить дух старой школы, передать его своим ученикам говорили в своих выступлениях преподаватели Ольга Леонтьевна Минина, Ирина Николаевна Гилева, Ольга Александровна Комарова. Украшением мероприятия стало выступление студенческого театра ЗКГУ «Эхо» с балладой Лермонтова «Воздушный корабль».

На первую выставку спасенных полотен Виктора Гофмана-Котельникова в 2007-м году, уже после того как художника не стало, приезжал его друг – Роман Егорович Валиев. И, находясь в Уральске, старый учитель брал мольберт, этюдник и рисовал те места, которые ему были так дороги. Тогда, вспоминая Виктора Адольфовича, литературовед Николай Щербанов назвал его «светлой личностью, очень человечным и предельно искренним».

Такое же человечное и искреннее его творчество. Если вы любите родной город, его природу, людей – посетите эту выставку. Вглядитесь в эти узнаваемые пейзажи, в лица людей, изображенных на полотнах, и время станет прозрачным.

Выставка продлится до второй половины декабря.

Фото Аллы Литвинчук
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top