Душа открыта для добра

30 марта 2017
0
2019

Ах, как пел, как плясал, как угощал этот праздник – «Нұр себеле – нұр Наурыз», прошедший в областной библиотеке имени Жубана Молдагалиева, с приглашением детей из областной деревни семейного типа.

Открылось мероприятие казахским национальным танцем в исполнении школьниц. Мелодия очаровала, плавные грациозные движения танцовщиц заворожили. Огромный красный тюльпан, символ расцветающей степи, так любимый всеми казахстанцами, медленно «выплыл» на середину сценической площадки, раскрылся и из него вышла… нет, не Дюймовочка, но очень похожая на нее маленькая девочка, кнопочка, в казахском национальном костюме, олицетворяющая раннюю, зарождающуюся весну. Столь необычный приход «Весны» ошеломил присутствующих, как и ее радостное пение о новом времени года, пробуждении и обновлении природы. Четырехлетняя Шакира Кошетер, самозабвенно исполняя номер, вызвала бурные аплодисменты.

Любовались ею аже и аксакалы: бабушки из ансамбля «Ару аналар» и мужчины, ветераны труда, сидящие на почетном месте за праздничным дастарханом. Почетное место было еще одним гвоздем программы. Это фрагмент исконного казахского жилища – юрты, но из чего она была сооружена? Оригинально, ровно и четко, «кирпичик к кирпичику, из… книг. Прекрасная идея для библиотеки, лучшей не пожелаешь.

И это еще не все. Рядом стоял большой, не обхватить руками, деревянный казан, необычно декорированный орнаментом, в нем находилось наурыз-коже, на столе – блюда с баурсаками. Их отведали гости чуть позже, а в начале аже провела ритуал «шашу» – раздала конфеты на радость детям. Наурыз-коже – неотъемлемое блюдо этого весеннего праздника, готовится из семи ингредиентов: воды, мяса, злаков, соли, жира, муки и айрана, которые олицетворяют удачу, мудрость, богатство, здоровье, быстрый рост, покровительство неба, словом, все то, что составляет счастье. Считается, кто досыта наестся наурыз-коже, тот будет жить в достатке весь год. Готовится оно по разным рецептам и называется соответственно: «Семь видов зерен», «Семь составляющих», «Популярный», но обязательно заправляется кисло-молочным продуктом.

«Шашу» – древний казахский обычай, веселый и немного озорной, поскольку во время его исполнения разбрасываются конфеты. В переводе так и означает – рассыпать, разбрасывать. В старые времена разбрасывали и монеты – на свадьбе, тоях, а также после большой покупки. По поверью, кому достанется конфета, того в скором времени ожидает дорогое приобретение или у него состоится торжество, будет прибыль, поэтому каждый старается заполучить летящую сладость. Это, своего рода, и азарт, и игра. Не скрою, если я нахожусь поблизости, меня тоже охватывает кураж и искушение обрести маленькую надежду на удачу, крошечный ключик к приятному событию. Она и съедается с особым удовольствием, будто вкуснее, чем другие конфеты.

Обычаи и традиции любого народа всегда интересны. Одна из целей мероприятия – возрождение традиций, уважительное отношение к культурному наследию, воспитание патриотизма, сохранение преемственности поколений. Приятно было смотреть, как перед выступлением молодежь подходила к старшему поколению и пожимала руки. Этот обычай – «Көрісу» – из прошлого, называемый рукопожатие.


БАТА

«Отделившись от дома
родного,
По дороге знаний иди.
Пусть тебе покорятся
вершины,
Непокоренные предками
твоими!»

* * *
«Пусть гордится тобой
твой народ,
И придет к тебе
мудрость с годами.
Стань защитой и опорой,
Взрастившей тебя земле!»


Ритуал подготовки к Наурызу начинается 14 марта, когда заканчивается год; с ним приходит обновление, оживление в природе, и люди, касаясь рук друг друга, передают через них свое расположение, сердечность, добрые пожелания. Принято, чтобы младшие приходили к старшим, выражали свое внимание, участие, интересовались, как прошел год, что они намечают на предстоящий. Надо сказать, что эта традиция имеет широкое распространение в Западном Казахстане. Вообще наш город – уникальный, в нем соблюдаются и пропагандируются обычаи многих народов. К примеру, на Крещение многие идут купаться в проруби, независимо от национальности и вероисповедания, на Пасху ходят «христосоваться», празднуют Наурыз, «Сорочинку», Сабантуй, отмечают Песах, Соллаль и так далее. Пусть последние праздники проходят не настолько многолюдно, как Наурыз, но о них знают, поздравляют друг друга и невольно знакомятся с культурным наследием, кухней, бытом. Не зря же Уральск считается городом Казахстана, культивирующим все лучшее, что имеется у каждого этноса.

Как провести преддверие Великого дня, чтобы год сложился удачно? Согласно источникам, каждый день перед Наурызом имеет свое название: 14 марта – «Первый день» празднования, символом его является букет тюльпанов. 15 – «День пробуждения», когда надо что-то посадить, чтобы быть благополучным. 16 – «День очищения», когда проводится уборка в жилищах, сжигаются старые вещи и все ненужное. 17 – «День достатка», в доме должны быть свежеиспеченные баурсаки, и наурыз-коже, и каждый должен посетить семь домов с пожеланиями добра и здоровья, и принять у себя столько же гостей. 18 – «День пожеланий», хорошо подать милостыню из семи лепешек. 19 марта – «День воссияния», в доме расстилали цветные одеяла, кошмы, курпе, и покупали обновку. 20 – «День радости», прощали друг другу обиды и дарили подарки в знак примирения. 21 марта – «День гармонии», ночь перед этим днем считалась святой, все собирались за дастарханом, беседовали, говоря о хорошем, а утро встречали, воздев ладони к небу. Кто-то и сегодня придерживается этих традиций или пытается соответствовать предписаниям предков, для которых этот праздник звучал почти одинаково: Наурыз, Нооруз, Навруз и так далее. С 2009 года Новруз включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а в 2010-м – признан Международным днем.

«Март Западно-Казахстанским областным акиматом объявлен месячником милосердия, в его рамках осуществляется благотворительная акция «Мейрімді көктем», в поддержку которой мы решили провести праздничное мероприятие «Нұр себеле – нұр Наурыз», начав, как и полагается, с «көрісу», тем самым подтвердив, что в нашем крае не забывают древнюю культуру, – рассказывает Зоя Нарудинова, руководитель отдела литературы по искусству библиотеки имени Ж. Молдагалиева. – В нем приняли участие наши читатели, старшее поколение и дети из деревни семейного типа. Спонсорскую поддержку оказал городской отдел культуры и развития языков. Хотим воочию показать старинные обычаи подрастающему поколению, зажечь в них желание к чтению, творчеству, укреплению уз дружбы и взаимовыручки, а вместе с этим поиграть в народные игры и викторины».

Библиотека этим и отличается, что, празднуя – обучает, дает новые знания, пробуждает интерес к поиску информации. Разные конкурсы следовали один за другим. Например, звучало начало песни, затем – прерывалось; необходимо было продолжить ее либо указать название, изложить содержание. Все они посвящались весне. Кто-то отгадывал с двух-трех слов, иной раз терялись в догадках, ожидая подсказки. Или на экране появлялось изображение какой-нибудь игры, по которому надо было рассказать ее суть. Выигравших награждали призами.

Ну а потом начались и сами игры. Много шума вызвала подвижная – перетягивание каната, вечная игра у всех народов, как и сама жизнь. «Сақина тастау», тоже активная. В переводе означает «передать колечко». Ребята становятся в круг, ведущий держит в ладонях колечко, которое передает понравившемуся участнику, и тот должен быстро выбежать из круга. Ему не позволяют это сделать стоящие рядом дети, но удерживать можно только плечами и туловищем.

По-своему азартна игра в асыки. Асык – коленный сустав овец, который долго вываривали, а затем окрашивали в разные цвета. Каждый альчик имел свое предназначение и название: «простушка», «биток», «сака» – самый большой, его еще называли «ханом», и заполучить его – большая удача. Суть игры в том, что асыки устанавливают в ряд, и нужно своим выбить чужой, еще лучше – несколько. «Биток» наполняли чем-нибудь тяжелым или заливали свинцом, чтобы усилить пробивную способность. Бывало, что детям ханов «биток» заливали золотом. Сегодня эта игра набирает все большую популярность.

Праздник завершился бата – благословением. Казахский народ издревле с почтением относился к слову, особенно из уст старейших. Получить благословение достойного, уважаемого человека считалось гарантией задуманного дела. Бата совершалось по любому поводу: отъезду, свадьбе, рождению, приобретению жилья и так далее. Молодежь внимательно выслушала напутствия стариков. Праздник, объединивший несколько поколений, оставил незабываемые впечатления.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top