Душа народа
У казахского народа много музыкальных инструментов. Но самое почетное место среди них занимает домбра. В старину она была в каждой юрте, даже самой бедной. Веселила народ, рассказывала легенды, а в самые трагические моменты, вместе с исполнителем и слушателями, плакала. В ней душа, поэтому многие столетия домбра остается любимицей. В первое воскресенье июля в Казахстане отмечали День домбры.
В Уральске чествованию домбры посвятили множество мероприятий. Но самое главное в этом году прошло в ДК «Атамекен». В выставочном зале собрались мастера изготовления домбры. Также в этот день отмечали 205-летие кюйши Курмангазы Сагырбаева. На выставке были представлены копии инструментов Курмангазы, Дины Нурпеисовой, Мухита, Гарифоллы Курмангалиева и других народных исполнителей.
В фестивале приняли участие 10 мастеров области. Они заранее определились, чей инструмент будут изготавливать. Как объяснили сами, прежде чем приступить к работе, провели поисковую работу, чтобы внешний вид и тон звучания соответствовал оригиналу. В 2024 году областному центру народного творчества исполняется 80 лет, к этой дате планируется открытие музея. В связи с этим копии инструментов будут переданы в музейный фонд областного центра народного творчества. Обладатель медали «Еренең бегі үшін», премии им. Махамбета, победитель республиканских конкурсов «Үкілі домбыра», Почетный профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, Почетный гражданин города Уральска, член Союза кюйшы РК Едиге Набиев изготовил домбру Курмангазы. Он один из лучших в Казахстане, и многие мастера, собравшиеся в этом зале, являются его учениками. Звук своего инструмента он узнает из сотен, хотя каждая имеет свой неповторимый голос. Мастерству научился около 50 лет назад. За это время им сделано столько инструментов, что если все собрать вместе, хватит на несколько оркестров. Он не только изготавливает, сам виртуозно играет.
Мастер уверен, без абсолютного слуха и умения играть идеального инструмента не получится. Работа над одним инструментом занимает больше месяца. Но ремесленники не торопятся. Сначала готовят материал. В наших краях это чаще сосна, береза или дуб. Потом приступают к обработке.
Едиге вместе с отцом восстанавливал разбитые музыкальные инструменты. Потом решил попробовать сделать своими руками. Получилось.
– Раньше на весь аул была одна домбра, но ни один большой той, ни просто застолье не обходились без нее. От такой загруженности инструмент ломался, – говорит мастер. – Его чинили, и он снова радовал. Домбра ценность, которую берегли и не каждому давали в руки. Я, чтобы иметь возможность прикоснуться к ней, научился ее ремонтировать. Играть меня тоже никто не учил – сам ловил звуки, вслушивался. Старался запомнить движение пальцев музыкантов.
Еще он признается: инструмент создавать или просто ремонтировать сложно. Нужно иметь не только золотые руки, но и внутреннее чутье. Корпус, дека – не главное, нужно, чтобы в домбре проснулась душа.
Исследователи утверждают, хороший инструмент может прослужить до сотни лет. Прототип нынешней домбры появился более четырех тысяч лет назад. Им пользовались еще сакские и гунские племена.
Традиционно в Казахстане проходит конкурс мастеров по изготовлению домбры. На конкурс лучшие мастера представляют десятки работ. Главная цель не просто популяризация национального музыкального наследия. Специалисты ратуют за сохранение секретов самих мастеров. К сожалению, ремесло изготовления становится редким.
У каждого мастера свой подход и свои тонкости, которые они теперь не держат в секрете. Одну и ту же деталь готовят по-своему. Поэтому и инструменты звучат по-разному.
– Сейчас на рынке можно увидеть инструменты, украшенные различными орнаментами, но звучание плохое. Им далеко до звука настоящей домбры. Но многие покупают, скорее всего, чтобы преподнести в качестве подарка, как сувенир. Стоит такая работа недорого, а вот хороший инструмент может уйти и за 300 тысяч тенге, и дороже, – говорят мастера.
Ученик Едиге – Сансызбай Ахметов – тоже один из лучших мастеров Казахстана. Как говорит сам, неожиданно для себя стал мастером. После армии устроился плотником в Казахский драматический театр в городе Костанае, там работал актер, который владел этим искусством. Сансызбай загорелся и стал учиться. Потом его стал учить Едиге Набиев. Он работает в Уральском Казахском драматическом театре, куда Сансызбай пришел работать. Заказы на изготовление домбры Сансызбаю поступают постоянно. На рождение одного инструмента уходит до месяца. Сансызбай принимал участие в региональном конкурсе мастеров, который проходил в Атырау. Туда съехались со всего западного региона. Несколько человек представляли Уральск. В итоге мастер занял второе место, уступив Гран-при гостю из Актау.
В разных регионах Казахстана домбру изготавливают по-разному. В одном предпочитают делать округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. В другом – наоборот.
Мастера делают инструменты по желанию заказчика, учитывая их предназначение. И набирают новых учеников.
Медет Тулегенов – мастер домбры Дины Нурпеисовой, преподаватель художественного труда СОШ №1 в с. Подстепное Теректинского района. Дина Куспанова, единственная женщина – тоже. В профессионализме даже мэтрам не уступает. Работает в ЗКУ им. Махамбета Утемисова. Жанпейил Сейтак изготовил копию домбры Сейтека Оразалыулы. Он участник республиканских конкурсов «Аңыз домбра», индивидуальный предприниматель ИП «Алтын домбра». Абзал Хамитов мастер домбры Кали Жантлеуова. Работает в мастерской ЗКУ им. М. Утемисова.
Также участие приняли мастера Бейбитали Доскалиев, Досжан Бижанов, мастер и к тому же руководитель кружка «Художественная обработка дерева» центра детского творчества Акжаикского района, Тлек Мауленов – преподаватель художественного труда МБОУ СОШ №3 г. Аксая Бурлинского района. Мастера награждены благодарственными письмами и денежными сертификатами от имени акима Западно-Казахстанской области.
История инструмента уходит в глубину веков, свидетельства тому – наскальные рисунки, на которых изображены предметы, похожие на него. Один из таких камней хранится в главном музее Казахстана. Экспонат называется «Танцоры вокруг домбры». Этот камень относится к эпохе бронзы. В 2008 году в одной из пещер монголо-алтайской возвышенности найден еще один инструмент, по своему внешнему виду похожий на домбру. Ему, как потом выяснили ученые, полторы тысячи лет. Он признан старейшим струнным музыкальным инструментом, существующим в мире. Казахстанские ученые считают, что находка имеет 90-процентное сходство с казахской домброй и тувинским инструментом икель. Артефакту дали название Ата-домбра, что значит Отец домбры.