«Дос-Мукасан»: настоящее искусство не умирает!
В середине 60-х годов прошлого века на просторах Советского Союза началась музыкальная революция. Несмотря на запреты властей, в СССР проникает новый вид музыки – рок. Имена короля рок-н-ролла Элвиса Пресли и ливерпульской четвёрки «The Beatles» приобретают всё большую известность у молодёжи. Новую музыку, экспрессивную, динамичную, ещё называли битом (от английского beat – удар, пульс). Если термин «бит» более соответствовал её жанровым признакам, то для характеристики стилевой природы данного явления как раз и подходил термин «рок». Появляются самодеятельные группы «Славяне», «Братья», «Соколы»… В 1966 году были организованы первые в СССР профессиональные вокально-инструментальные ансамбли «Весёлые ребята» (Москва) и «Поющие гитары» (Ленинград). Интереснейшие процессы происходили и в союзных республиках.
Риск – благородное дело
Банальная вроде бы фраза «Восток – дело тонкое!» как нельзя лучше подходит для музыкального творчества Казахстана, Узбекистана и других республик Советского Союза накануне западного «рок-нашествия».
Дело в том, что характерной особенностью музыкального фольклора республик Средней Азии являлась национальная традиция одноголосного пения. А тут с Запада, простите за выражение, прет какая-то непонятная музыка… В ней, вопреки выдвижению на первый план певиц, утверждалась гегемония мужского начала, доминирующее положение вокалистов, исполняющих песни (в том числе многоголосно!), основанные на бесконечном повторе фраз, опирающихся на острую ритмическую основу.
Казалось, такую «музыкальную культуру» советский Восток отвергнет. Но скептики ошиблись. Наш Восток не только в целом положительно воспринял новые музыкальные веяния, но и быстро их творчески переработал, уже в конце 60-х – начале 70-х годов выдав оригинальную музыкальную продукцию. И первыми здесь были музыканты ВИА «Дос-Мукасан».
В 1967 году группа студентов политехнического института столицы Казахской ССР Алма-Аты работала в стройотряде. Он был интернациональным. Представители многих республик Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы показывали свои музыкальные номера. Студенты столичного политеха решили рискнуть и дать целый концерт. С той поры минуло 49 лет, и он стал воистину историческим.
1 августа 1967 года в Баянауле перед многочисленной аудиторией впервые выступили Досым Сулеев, Мурат Кусаинов, Хамит Санбаев и Александр (Саня) Литвинов. Венгры, потрясенные их исполнением казахских, в том числе народных, песен, предложили назвать тогда еще безымянную группу – «Дос-Мукасан».
– Мы думали, что это венгерское слово, а они объяснили, что название состоит из первых букв наших имен, – вспоминал позже руководитель «Дос-Мукасана» Мурат Кусаинов. – Вот в советское время жуткая была конкуренция: «Песняры», «Самоцветы», «Поющие гитары», «Ялла» – и ничего, мы выстояли. Наша самобытность помогла нам быть на высоте.
В чем же она состояла? Не только в «восстановлении старой казахской музыки», о чем говорил пришедший в «Дос-Мукасан» в 1971 году Бахытжан Жумадилов, но и в ее развитии с использованием новых выразительных средств. Иначе не было бы никакого движения вперед и группа вряд ли приобрела популярность у молодежи!
Фолк-рок по-казахски
Когда «Песняры» и «Ариэль» стали исполнять белорусские и русские народные песни, то есть на более близком и понятном молодежи музыкальном языке, это всколыхнуло у нее интерес к фольклору. Нечто подобное произошло и с «Дос-Мукасаном» и с той же «Яллой». Однако группа Мурата Кусаинова, как и названные ансамбли, не стала увлекаться «форсированной» манерой пения и прочими изысками хард-рока. Фольклор, музыкальные традиции требуют бережного отношения! Поэтому звучание «Дос-Мукасана» было более мягким.
Но недоброжелателей это не смутило. Они твердили музыкантам «Дос-Мукасана»: «Казахские песни поются под домбру, а то и вообще а капелла, без музыкального сопровождения… В два-три голоса казахские песни тоже не поют!»
Однако музыканты «Дос-Мукасана» начали приучать слушателей к многоголосному пению. Риск был большой, но ничего – все привыкли. Многоголосное исполнение казахских песен давно уже воспринимается как нормальное явление, и заслуга в этом музыкантов «Дос-Мукасана».
В альманахе «Жалын» за 2009 год была опубликована книга солиста ансамбля Бахыта Жумадилова «Дос-Мұқасан»: жылдар мен жолдар – «Дос-Мукасан»: годы и дороги», в которой он рассказывает потрясающие вещи.
«Каждый вечер, стирая пальцы в кровь, мы снимали лучшие пассы западных музыкантов – тех же «Битлз» или «Роллинг стоунз». Да, мы подражали им. Песни, благодаря которым народ узнал меня, яркий тому пример…»
Песню «Құдаша» Жумадилов слышал в детстве от матери. Когда «Дос-Мукасану» потребовалась песня на казахском, он попросил у нее слова именно этой песни. На репетиции Бахыт запел «Келші, келші, құдаша…», и ребята тут же подхватили мелодию.
«Вначале появился рисунок бас-гитары. Начало мы нагло сняли с битловской песни. Мы преднамеренно сделали этот ход. Казахстанские слушатели должны были узнать, что наши песни не хуже битловских», – вспоминал далее Жумадилов.
Стадию подражания и заимствования прошли в то время многие ВИА и рок-группы. Но главным было – найти затем собственное творческое лицо, внести в музыку что-то свое. Вклад Советского Союза в рок-музыку как раз и состоит в разработке ее фольклорного элемента!
Дело в том, что тяготение рока к народной песне не случайно, они связаны множеством нитей: разнообразной ритмикой, опорой на форму куплетной песни с натурально-ладовой основой с краткостью, лаконичностью основной темы, с ее броской подачей. Группа «Дос-Мукасан», несмотря на язвительные замечания скептиков и консерваторов, доказала: мы не хуже «Песняров», «Ариэля» или «Яллы». Казахский фолк-рок тоже имеет право на существование!
В национальных традициях написан и суперхит «Той жыры». История его появления удивительна. У Мурата Кусаинова предстояла свадьба. И друзья из ансамбля решили преподнести ему подарок. Штатный поэт «Дос-Мукасана» Досым Садыков за два часа до свадьбы написал текст, а Досым Сулеев за полчаса до нее – музыку. Кусаинов был потрясен: такое надо исполнять перед широкой аудиторией! Вскоре песня «Той жыры» прозвучала по радиостанции «Маяк», мигом став всесоюзным хитом. Ее впоследствии исполнял популярный певец Александр Серов.
Традициям – жить!
Официальное признание пришло в 1971 году – «Дос-Мукасан» занял первое место на Всесоюзном фестивале дружбы народов в Ташкенте, затем были звания лауреатов и золотые медали на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1973 г.) и Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности в Минске, гастроли по СССР, США, Венгрии и другим странам, выпуск пластинок. Много раз группа с огромным успехом выступала и в Уральске, причем не только в концертных залах, но и в тогдашнем пединституте им. А.С. Пушкина.
По мнению Б. Жумадилова, оглушительный успех «Дос-Мукасана» в 70-80-е годы в немалой степени объясняется правильной постановкой музыкального обучения в Казахской ССР и в целом в Союзе. Музыкальные школы выпускали не только скрипачей и домбристов, как это практикуется сегодня, – было много отделений, где готовили ударников, саксофонистов, тромбонистов и трубачей. Поэтому состав «Дос-Мукасана» пополнялся настоящими профессионалами. Ансамбль стал целой школой, из которой вышли Акжол Мейербеков, Ерлан Кокеев, Булат Кусаинов, Айжан Нурмагамбетова, Арскен Баянов, покойный Баглан Садвакасов…
В 1993-1994 годах группа, казалось, распалась окончательно: кто стал работать по специальности, кто ушел на общественную и научную работу. Только Кусаинов остался верен музыке, он закончил консерваторию и пытался возродить ансамбль, но уже с молодыми музыкантами. Однако по настоятельной просьбе друзей ансамбля «досы» в 2000 г. в Новом Узене дали концерт в старом составе.
Ох, и тяжело пришлось ветеранам – столько лет не выступали! – но они своё мастерство не растеряли и концерт прошёл на «ура»! Позже группа, уже в изменённом составе по требованию её поклонников вернулась к концертной деятельности, собирая полные залы. В 2007 году выпущен диск к 40-летию группы, этой же дате был посвящен большой концерт группы во Дворце республики.
И вот как гром среди ясного неба: 4 марта 2010 года в автокатастрофе погиб Бахыт Жумадилов. Находившийся с ним в машине Сулеев в коме…
Вклад группы «Дос-Мукасан» в развитие музыкального искусства огромен: не зря «досов» и сегодня называют казахстанскими битлами. В Павлодаре установлен памятник группе.
Держу юбилейный диск «Дос-Мукасана». Вот они, песни, связанные с детством и юностью: «Сұлу қыз», «Той жыры», «Қайдасың»… Ностальгия! Дай Бог, чтобы новое поколение казахстанцев впитало традиции, заложенные «Дос-Мукасаном», их любовь к народной песне. Так должно быть, так будет, потому что настоящее искусство не умирает!
Автор: Александр Суетин