Дорога: детский аспект
Сотрудники полиции находятся в тесном контакте со школами города. За каждым учебным заведением закреплены участковые. Люди в погонах ежедневно проводят профилактическую работу. В рамках акции «Я и мой полицейский» СОШ № 39 посетил начальник УВД Манарбек Габдуллин. Выбор школы сделан не случайно, здесь учится подросток, который помог раскрыть преступление. Главный полицейский города поблагодарил его, вручил грамоту и подарок – мобильный телефон. Перед детьми также выступила инспектор ОАП УВД Уральска Гульжан Канатова. Разговор с детьми она начала с того, что третье воскресенье ноября – Международный день памяти жертв ДТП.
За этот год в авариях пострадали 20 детей. Есть по сравнению с прошлым годом сокращения, но полицейские все равно бьют тревогу. Чаще всего в трагедии виноваты взрослые. Водители-ухари игнорируют запрещающий сигнал светофора, превышают скорость, не замечают детей, переходящих проезжую часть. Но нередко виновниками становятся сами ребята.
В Центре внешкольного развития также прошел семинар, но уже для учителей, ответственных за изучение ПДД и профилактику детского дорожного травматизма в школах. Педагоги задавали вопросы, на которые ответила Гульжан Канатова.
– Какова статистика аварийности в городе?
– За 9 месяцев этого года в Уральске зарегистрировано 120 ДТП, в которых 12 человек погибли, 131 получил ранения различной степени тяжести. В сравнении с прошлым годом цифры стали меньше почти в два раза, но стоит ли успокаиваться? Каждая жизнь бесценна, детская – тем более.
– С чем связано сокращение дорожного травматизма?
– С профилактикой, конечно же. Сотрудники полиции работают в тандеме с городским отделом образования. Сейчас проходит акция «Я и мой полицейский». Сотрудники в школах рассказывают о безопасности на дорогах. Было проведено много совместных акций, в том числе «Пешеход, засветись!», «Водитель, сохрани мне жизнь!», «Водитель, твой пассажир – ребенок!», «Дед Мороз и Снегурочка за безопасность на дорогах» и другие.
Чаще всего виновниками трагедии становятся взрослые, нередко пьяные. По вине нетрезвых водителей произошло 6 аварий, в которых 1 человек погиб и 7 ранено, 5 аварий по вине детей, 5 ДТП по вине пьяных пешеходов. В последнем два человека погибли и 4 ранено. Так, на перекрестке улиц Конкина и Шолохова произошло столкновение грузовика с легковым автомобилем, погибла женщина 1963 года рождения. В больницу с тяжелыми травмами доставлены 4 человека, в том числе годовалый ребенок.
– Как же научить детей выполнять простые правила на дорогах?
– Обучая детей основам поведения на улицах и дорогах, давайте помнить: правила – это не умозрительные постулаты, они основаны на конкретных дорожных ситуациях. Можно быть прекрасно эрудированным в области дорожного движения, но оказаться совершенно беспомощным на улице, в реальной обстановке. Характерная особенность детей – ими руководит сиюминутный импульс. Ребенок, заигравшись с друзьями, забывает посмотреть на время, отвлекается от выполнения домашнего задания, увидев что-то интересное за окном. Эти психологические особенности опасны на дороге, улице. Если во время игры мяч выкатывается на проезжую часть, ребенку трудно адекватно оценить ситуацию. Поэтому педагоги и родители должны доступно объяснить, что играть у дороги опасно. Как это ни странно, чаще всего попадают в аварии на знакомой территории: там, где живут, учатся, там, где все известно.
У торгового дома «Урал» под колесами автомобиля оказался ученик 5 класса, который знал хорошо местность и правила. На проезжую часть он выбежал, поспорив со своими одноклассниками. Обещал: успеет проскочить перед машиной. Не получилось, но по счастливой случайности остался жив.
– Что должен сделать родитель перед тем, как отпустить ребенка на улицу?
– Для начала родителям нужно провести тренировочное занятие с ребенком. Вышли из подъезда – сразу возьмите его за руку: «Подожди, давай осмотримся. Машин поблизости нет? Отлично. Можем идти дальше». Если машина есть, постарайтесь увидеть, сидит ли в ней водитель. Сидит? Опасно. Он может начать движение. Послушайте (вместе!), работает ли в машине двигатель. Если работает – значит, машина в любой момент может начать движение. И только после того как вы убедились в безопасности, можете идти дальше. Обычно у детей количество маршрутов, где надо переходить улицу, невелико. Это может быть дорога в школу, библиотеку, магазин. Вместе с ним пройдитесь по этим маршрутам и покажите наиболее безопасный и удобный переход проезжей части. Обязательно найдите пешеходный переход. И даже если он далеко, а вы спешите на работу, переходите улицу только по нему. Но и здесь небезопасно. В районе поликлиники №1 на пешеходном перекрестке сбили двух учениц. Несомненно, водитель виноват, но есть и вина девочек. Они неправильно оценили ситуацию на проезжей части. Нужно внимательно смотреть по сторонам. Об этом мы говорим на наших встречах в школах. Привычка переходить дорогу только по правилам должна дойти до автоматизма. И помнить, что дороги с интенсивным движением ребенок может переходить только в сопровождении взрослых.
– Есть нюансы в поведении детей?
– Важно не забывать, что дети по-разному воспринимают улицу и правила, по которым она «живет». Многолетние наблюдения показывают, что ребята могут смотреть на улицу, но не видеть ее, слушать и не слышать. Такие понятия как «близко – далеко» и «медленно – быстро» многим ни о чем не говорят, они не понимают их и тем более не могут применить в конкретной ситуации. Большинство детей видят улицу фрагментарно, а не целиком. И все на ней представляется им, как калейдоскоп: что-то куда-то движется, поворачивается, постоянно меняется. Если их спросить, что они видят, они с трудом, расскажут.
Поступки взрослого человека – эталон. Если вы сами будете последовательны при соблюдении ПДД, будьте уверены, что и ребенок отнесется к ним серьезно. Одно из наиболее опасных действий детей, которое совершают и взрослые пешеходы, стремление как можно быстрее перебежать дорогу. Статистика показывает: в большинстве случаев водители вообще не замечали бегущего через дорогу человека.
На пешеходном переходе улицы Чагано-Набережной водитель автомобиля «Лада» наехал на 11-летнего подростка прямо на «зебре».
Все случаи, совершены только в октябре, и это не весь список.
В том, что погибают дети, нет единственного виноватого. Чтобы в дальнейшем избежать травм и гибели детей на дорогах, мы, взрослые, должны действовать сообща, в комплексе: полиция, педагоги, родители и все неравнодушные к этой проблеме люди.
Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженную сезонность. Ежегодно наибольшее число ДТП с участием детей происходит с июня по сентябрь – во время школьных каникул. У ребят много свободного времени, они часто оказываются на проезжей части без контроля со стороны взрослых.
Большая часть пострадавших в ДТП – дети в возрасте от 7 до 12 лет.