Бежали волны за кормою
В текущем году одному из старейших транспортных предприятий Западного Казахстана – Уральскому речному пароходству – исполняется 90 лет. Принято считать, что паровое судоходство на Урале появилось после Октябрьской революции, о чём говорится в краеведческой литературе, изданной в 70-80-е годы. С такой точкой зрения согласиться никак нельзя.
Оренбургский след
Алексей Иванович Бутаков, русский моряк и путешественник, контр-адмирал, член Русского географического общества, в 1840-1842 годах участвовал в кругосветном путешествии на судне «Або». И вот в 1848 году направляется на Аральское море, чтобы обследовать берега и произвести гидрографическое описание этого водоема.
Бутаков останавливается в Оренбурге. 5 марта под его руководством начинается постройка шхуны «Константин». Затем она была разобрана, погружена на телеги и доставлена в укрепление Раим. Впоследствии шхуна использовалась в экспедиционных и других целях на Аральском море.
Неужели в Оренбурге в середине 19 века была судоверфь? О возможности этого говорит еще одно обстоятельство. В изданном в 1927 году краеведческом справочнике К. Данилевского и Е. Рудницкого «Урало-Каспийский край» говорится: «Прежде (т.е. до 1880 года. – А.С.) по Уралу допускались только переправы при поселках и дорогах; кроме того, в очень редких случаях разрешались в весеннее время вниз по течению сплавы плотов с лесом и барж с хлебом. Лодки на Урале появлялись только с целями рыболовства».
Баржа – не плот, для ее строительства необходимо специальное оборудование, материалы, инструменты и, конечно же, знающие свое дело люди. Не исключено поэтому, что первые баржи на Урале были построены именно в Оренбурге.
Казачий флот
Первые попытки использования реки Урал для судоходства относятся к 1879 году, когда оренбургские купцы создали акционерное общество и открыли движение транспортных судов. Это общество не получило поддержки царского правительства. К тому же руководство Уральского казачьего войска препятствовало развитию судоходства, мотивируя это тем, что оно вредно отразится на рыбном хозяйстве.
В 1881 году судоходство было прекращено, а общество ликвидировано.
В 1880 году уральские купцы Ванюшины добились права на устройство пароходства по Уралу между Уральском и Оренбургом. Весной того же года в Уральск пришел пароход «Крыжановский» мощностью 25 индикаторных сил. В справочнике «Урало-Каспийский край» он почему-то назван первым, хотя паровые суда, как известно, появились на Урале годом раньше. Не исключено, правда, что авторы справочника имели в виду первый пришедший в Уральск пароход организованного Ванюшиными предприятия.
В 1882 году ввиду его невыгодности судоходство было прекращено. Любопытно, что в исторических источниках ничего не говорится о том, откуда появились на Урале первые пароходы. Скорее всего, они могли прийти с Волги.
Расширение рыбного хозяйства, увеличение потребности в топливе и другие сопутствующие причины заставили Уральское казачество теперь уже самому возобновить судоходство. Большое количество парусных судов, а затем и пароходов действовали в низовьях Урала и на Каспийском море. Пароходы «Оля», «Лебедь», «Забурунье», «Уралец» обслуживали непосредственно рыбные промыслы Уральского казачьего войска.
В 1916 году выходцы из Финляндии братья Лайхия организовали движение транспортных судов на участке Уральск – Оренбург. Вопросы судоходства все чаще рассматриваются на войсковых съездах. Газета «Яицкая воля» от 20 марта 1918 года сообщала о том, что войсковой съезд положительно рассмотрел вопрос о перевозках из Гурьева в Уральск соленой рыбы, керосина и бензина, а из Уральска в Гурьев – хлеба.
Городу угрожала опасность остановки мельниц, железной дороги, мастерских. Съезд решил выделить для грузоперевозок несколько пароходов и барж, а в Лбищенске приступить к строительству бетонных баков для перевалки нефти в Уральск.
«Было заслушано ходатайство торгового дома Брысина о разрешении допуска по Уралу с открытием навигации мотолодки «Слава», которая доставила из Гурьева в Уральск соленую рыбу, нефть, керосин и бензин, а из Уральска в Гурьев – хлеб, – писала газета «Яицкая воля» 20 марта 1918 года. – Съезд, имея в виду аналогичные ходатайства от других обществ, постановил: на время навигации движение пароходов и моторных судов с грузами первой необходимости допустить каждый раз с разрешения войскового правительства».
Устанавливался график движения судов. Так, мотолодке «Слава», а судя по перевозимому грузу – хорошему пароходу, предписывалось завершить рейс к 25 мая. В целом съезд к судоходству не отнесся враждебно, как это было раньше.
Какое количество транспортных судов находилось в распоряжении Войскового правительства? В источниках идет речь главным образом о караванах судов. Если иметь в виду только те суда, что указаны в документах, – «Уралка», «Слава», «Котлым», «Вогул», «Чайка», «Уралец», «Оля», «Лебедь» и «Забурунье» и сделать скидку на то, что треть их использовалась преимущественно на Каспийском море, то общее количество флота можно оценить в 15-20 единиц (вместе с баржами). При этом не учитываются мелкие моторные и парусные суда, которых на Урале и Каспии накануне Октябрьской революции было свыше 700.
Судоходству – быть!
В начале 20-х годов вопрос об открытии регулярного судоходства по Уралу поднимался не раз как в местной печати, так и на страницах цент-ральной прессы. Но дальше рассуждений дело не шло. Провести его в жизнь в силу ограниченности средств, вызванных тяготами Гражданской войны, было непросто. И только в связи с общим улучшением хозяйства страны, и в частности транспорта, этот вопрос вновь встал в повестке дня. Уже в 1923 году заметно оживились грузоперевозки по линии Уральск – Гурьев. Здесь действовало 35 судов.
Требования об открытии регулярного судоходства по Уралу исходили от разных организаций и учреждений. Большую активность проявило Гурьевское единое потребительское общество. В его обращении к Уральскому губернскому экономическому совещанию от 4 января 1923 года говорилось, что в низовьях Урала, особенно в Гурьеве, имеются громадные залежи рыбных товаров, верховья же Урала переживали драму людоедства…
Уральский губисполком в конце 1923-го и в начале 1924 года поднял вопрос в Кирпредставительстве в Москве о необходимости открытия регулярного судоходства по Уралу в самое ближайшее время.
«Это ходатайство губисполкома в настоящее время удовлетворено, и мы в 1925 году будем иметь первую навигацию на реке Урал. На первых порах рейсы, очевидно, будут совершаться только на участке Уральск – Гурьев, а затем и до Оренбурга», – сообщала газета «Красный Урал» 7 февраля 1925 года.
Открытию регулярного судоходства отводилась огромная роль в экономике Уральской губернии. Значительную часть сельскохозяйственной продукции население производило для обмена на товары фабрично-заводского производства. Для этого требовался дешевый транспорт – железнодорожный или водный. Когда-то были созданы трактовые пути на Самару, Саратов, Оренбург, Бузулук, куда вывозилась продукция Уральской губернии. Из-за неудобств в доставке она не могла конкурировать с местной продукцией.
Все это отрицательно сказывалось на развитии производительных сил губернии.
В 90-х годах 19 века открылась Рязано-Уральская железная дорога, связавшая Уральск с Саратовом, а через него с другими городами. В результате в Приуралье увеличились посевы хлеба, его экспорт, на новую ступень поднялось рыболовство. Ввоз фабрично-заводских товаров возрос на 100%. Годы империалистической и Гражданской войн сильно пошатнули экономические устои губернии. Лишь в 1923-1924 годах наметилась некоторая стабилизация, а затем медленный рост производства. Водный транспорт дал бы возможность организовать регулярный подвоз соли к месту лова, удешевить экспорт рыбы, решить ряд других вопросов.
Падение уловов красной рыбы, отмечавшееся в низовьях Волги, не миновало и Урала, что стало новым аргументом противников регулярного судоходства. На этот счет кстати оказалось выступление газеты «Красный Урал» от 7 февраля, которая писала:
«Научный институт рыбного хозяйства, Отдел прикладной ихтиологии определенно указывают, что считать судоходство на реке Урал явлением вредным для состояния рыбных запасов нет никаких оснований».
В этом же номере говорится о необходимости расчистки и углубления устья Урала, чтобы обеспечить проход рыбы из моря в Урал.
4 февраля состоялось межведомственное совещание Губплана, на котором уполномоченный Волжского пароходства Веткин сообщил, что Каспийское пароходство отказывается от обслуживания линии Гурьев-Астрахань. Он отметил: «В связи с организацией судоходства на Урале нам придется обслуживать и этот участок и, чтобы не было перерыва в сообщении, необходимо будет приступить к расчистке бара – мели в устье Урала».
В принятом на совещании постановлении приветствовалась организация судоходства на Урале.
(Продолжение следует)
Автор: Александр Суетин