Бежали волны за кормою

7 января 2016
0
2029

(Продолжение. Начало в №46-53)

Работать на Урал стали еще чаще приезжать речники из других водных бассейнов.  Были, конечно, и назначения. В 1977 году начальником УРП был назначен Василий Александрович Рук.

Василий Рук в Аксуатском карьере. 1989 г.

Крутые повороты судьбы

Он родился в 1929 году в Каховке в семье агронома. Учился в Семипалатинском ремесленном училище на судоводительском отделении, работал на Иртыше капитаном парохода «Советская Молдавия», видел первый ядерный взрыв в СССР.

В 1950 году Рук был репрессирован и почти четыре года отсидел в Комсомольске-на-Амуре, на водном отделении Амурлага. Там заключенные работали на погрузке барж. Пройдет, бывало, по Амуру теплоход, а у молодого капитана внутри все переворачивалось: тянуло встать за штурвал. Довелось прочитать дневник Рука, который он вел в Амурлаге. Там была такая запись: «Если бы мне сегодня сказали: вы свободны, можете ехать к семье, я бы не нашел в себе силы сделать это до закрытия навигации».

В конце дневника приписка: «Конец. И больше не будет». Что произошло? Дело в том, что дневник попал в руки начальника лагеря Осиповича.Он вызвал Рука в кабинет и приказал сесть. Тот опешил: никогда начальники не предлагали зэкам садиться. Осипович вернул дневник и сказал: «Я прочитал все. Мне бы следовало ваш дневник отдать оперативникам, которые размотали бы вам новый срок. Вы, я вижу, не дурак – потрудились на славу. Поэтому я возвращаю дневник. Сожгите его. О нашем разговоре не должен знать никто».

Рук пробормотал что-то насчет классиков марксизма-ленинизма, которые в ссылках могли писать свои произведения. Начальник повторил, что Рук не дурак и должен различать, что такое царская тюрьма, а что такое советская. Василий поблагодарил Осиповича, но сжигать дневник не стал, а переслал его частями через вольнонаемных домой.

После смерти Сталина Василия Рука освободили и уговаривали остаться на Амуре, но он отказался. Вернулся на Иртыш на пароход «Будённый». Сначала к нему присматривались: не испортился ли он за время пребывания в Амурлаге, потом вновь вернули капитаном на «Советскую Молдавию». Позже доверили один из самых мощных иртышских пароходов – «Адмирал Макаров».

В 1954 году Рук закончил стажистское отделение Омского речного училища, но понимал необходимость продолжить образование: на речном транспорте начали внедрять новые методы управления, и делать это по-старому уже было нельзя.

Десять лет Рук был капитаном-наставником. После окончания в 1966 году заочного отделения Новосибирского института инженеров водного транспорта работал первым заместителем начальника крупнейшего на Иртыше Павлодарского речного порта. А затем в его судьбе произошел крутой поворот: Рук был назначен начальником Уральского речного пароходства. В то время такие назначения обязательно согласовывались с ЦК Компартией Казахстана.

13 лет возглавлял Василий Александрович пароходство. И почти все эти годы ему и его коллегам пришлось вести неравную борьбу с союзными и республиканскими инстанциями за сохранение предприятия. «Золотой век» судоходства на Урале заканчивался.

Залп по пароходству

Осуществляя «рыбоохранные мероприятия», специальная комиссия Совета Министров СССР приняла и одобрила предложения Госплана СССР о судоходстве на реке Урал.

Сущность «реорганизации» работы пароходства состояла в том, что с весны 1982 года началась замена глубокосидящих судов на мелкосидящие, крупнотоннажных несамоходных барж на более мелкие. На смену тяжелым судам пришли более легкие теплоходы проекта Р96Б – «Бирюса», «Нева», «БТМ-3», «БТМ-4». Однако распродажа флота в другие бассейны явно превалировала.

28 мая 1983 года в газете «Приуралье» была опубликована статья М. Никитина «Когда уходят корабли», в которой речь шла якобы о ликвидации пароходства. Это еще более дезориентировало общественное мнение, принизив значение такой важной отрасли народного хозяйства, как водный транспорт.

Перевозка нефтепродуктов. 1988 г.

Тогдашний руководитель пароходства В. Рук дал по этому поводу конкретные разъяснения. Он подчеркнул в интервью корреспонденту «Приуралья», что «виды перевозок хотя и будут осуществляться с некоторыми ограничениями в определенные периоды навигации, но по количеству отправляемых составов с использованием буксиров-толкачей пониженной мощности останутся прежними. Без ограничения режима судоходства в соответствии с утвержденным планом уральские речники будут осуществлять в больших объемах перевозки пассажиров и сельскохозяйственных и других грузов – зерно нового урожая, ракушку кормовую, нефтепродукты и песчано-гравийную смесь».

Так писала официальная пресса. А что же осталось «за кадром»?

Так как уловы красной рыбы в Урале стали падать и срывались контракты по ее поставкам за рубеж, то ради «охраны экосистемы» уникальной реки решили ликвидировать пароходство. Логика воистину «железная».

В конце 60-х годов союзная и республиканская пресса буквально кричала о «залпах по реке». Имея в виду резко возросшие объемы сбросов промышленных стоков с предприятий верхнего и среднего течения Урала. Вода в реке была красной до самого устья, по Уралу плыли косяки дохлой рыбы. Но коротка оказалась память у «спасителей» Урала. Они мигом забыли про залпы и повели яростную атаку на пароходство еще и потому, что закрыть его и отчитаться о принятых мерах легче, чем сделать такое, например, с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Против уральских речников выступали тогда газеты «Правда», «Труд», сатирический журнал «Крокодил»…

Высказывать альтернативную точку зрения категорически запрещалось, в чем автору этих строк довелось убедиться на собственном опыте. А ведь в одном из моих отвергнутых материалов со ссылкой на архивные документы приводились в пример уральские казаки, которые занимались на Урале и рыболовством, и судоходством. Пришлось донести до читателей свои доводы через книги «Трудовой пульс Урала» (1990 г., издана при содействии фирмы «Диалог», руководитель Рафаил Синцов) и «Река нашей жизни» (2000 г., издана при поддержке генерального директора АО «Конденсат» Валерия Джунусова).

Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков вообще тогда заявил, что Уральское речное пароходство в 1986 году должно быть ликвидировано. Речники были поражены: оптимизацию, упорядочение режима судоходства еще можно понять, но ликвидировать зачем?!

Далек от мысли утверждать, что судоходство всегда благотворно влияет на речную экосистему. Но правильнее было бы вести речь не о судоходстве вообще, а о режиме судоходства. Речники готовы были выслушать не огульную, а конструктивную критику в свой адрес, улучшить выполнение природоохранных мероприятий. Никому же не приходит в голову запретить движение поездов, самолетов, автомобилей, прекратить запуски космических ракет. Иначе мы вернемся в каменный век…

Не рубите, мужики!..

К сожалению, Госплан, Госкомприрода и другие инстанции решили рубануть с плеча. Была организована массовая распродажа самого высокопроизводительного флота. После этого в Уральском пароходстве стали раздаваться настойчивые звонки руководителей области с требованием предоставить речные составы для перевозки зерна. Но ведь составов этих кот наплакал! Береговые хлебоприемные пункты в Уральске, Рубежке, Чапаево и других местах были либо разрушены, либо требовали серьезного ремонта.

Областное руководство ежегодно обращалось в самые высокие кабинеты с просьбой разрешить пароходству добывать и перевозить столь необходимую дорожникам и строителям песчано-гравийную смесь. А возьмите перевозку нефтепродуктов. За один рейс в Чапаево, Рубежку и Кзылжар доставлялось сразу 300 тонн топлива! Это позволяло оперативно создать солидные топливные запасы для сельскохозяйственных работ, а затем для жизни сельчан в зимний период. Для перевозки же бензина и солярки по автодорогам, кстати, далеко не лучшего качества, потребовались бы десятки, сотни бензовозов и большие денежные затраты.

Раньше суда пароходства регулярно ходили до Гурьева, речники следили за рекой, расчищали родники, старицы, затоны. Флота было в 10 раз больше, чем сейчас, но Урал тогда слыл рыбной рекой.

Могут возразить, что во времена Екатерины II Урал не расчищали, а рыбы в нем водилось видимо-невидимо. Но мы живем не во времена Екатерины, а сегодня. Нужно брать конкретные факты и давать им конкретную оценку.

В 1993 году на ремонт в Затон им. В. Чапаева пришло из Атырау ихтиологическое судно «Профессор Ю.Ю. Марти». Находящаяся на его борту старший научный сотрудник Института рыбного хозяйства Елена Бокова в беседе с начальником Уральского пароходства Владимиром Мясниковым заявила, что Урал превратился в настоящее болото, дровяной склад и расчистку реки нужно срочно возобновить.

Вот вам конкретная оценка!

(Продолжение следует)

Бригада судокорпусников под руководством В. Чижова (пятый справа). 1983 г.

Автор: Александр Суетин
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top