Бежали волны за кормою

31 декабря 2015
0
2912

(Продолжение. Начало в №46-52)

Многие годы бок о бок вместе с Сергеем Балдычевым трудились заместитель начальника УРП Анатолий Ягодинцев, начальник планово-финансового отдела Юрий Железнов, главный бухгалтер пароходства Александра Денисова, начальники отделов Анатолий Сосновский и Николай Струков, начальник Уральского речного порта Алексей Милков, руководители судоходной инспекции Николай Мясников, Григорий Лапшов и Павел Трифонов, представитель Речного Регистра Казахской ССР Владимир Морозов, начальник техучастка пути Иван Савитченко, инженер Василий Щедров, диспетчер Фаина Тимофеева.

Гурьевский речной порт. Фото автора

В те воистину золотые для судоходства годы в Уральском речном пароходстве, казалось, работало пол-Уральска. В связи с этим необходимо отметить еще один примечательный факт: известный в Приуралье и за его пределами человек – дипломант Международного фестиваля двойников, двойник А.С. Пушкина Владислав Букреев тоже работал в Уральском пароходстве, в отделе связи! Владислав с удовольствием рассказывает о том периоде истории предприятия, говорит, что «кипела жизнь, работать было интересно».

Шел 1970-й год. Букреев, закончивший, кстати, 29-е училище, принимал непосредственное участие в переоснащении судов новыми радио-станциями «Иртыш». Ох, и намучились с ними речники! Дело в том, что сила приема и передачи у прежних, так называемых «самолетных» радиостанций, была намного сильнее, чем у «Иртышей». Много пришлось приложить усилий, чтобы наладить между судами надежную связь…

Май 1995 года. Председатель правления АО «Уралречфлот» Владимир Мясников только что открыл встречу ветеранов-речников, участников Великой Отечественной войны и трудового фронта. Сергей Алексеевич Балдычев долго сидел молча. Наверное, в такие минуты есть о чем вспомнить. Когда участники встречи вышли на берег Затона им. В. Чапаева, в котором стоял ржавеющий без дела флот, вспомнились слова Балдычева: «Все, что мы собирали по крупицам со всего Советского Союза, что хотели укрепить, приумножить – все рухнуло…»

Пожалуй, самое главное состоит в том, чтобы не рухнула наша память. Нынешнему поколению речников, если они хотят, чтобы их профессия не умерла, надо учиться жить и работать у таких людей, как Балдычев. Сегодня Сергея Алексеевича нет с нами. Вечная ему память.

А учиться было чему. Гурьевский класс

В успехи речников в 70-е годы большой вклад внесли работники Гурьевского речного порта – крупнейшего речного предприятия в низовьях Урала. Здесь сходятся на перевалку грузы с железной дороги, морского флота и автомобильного транспорта.

В навигацию 1972 года коллектив порта показал высокий класс работы – в очередной раз перевыполнил план. Было переработано 950 тысяч тонн грузов – ракушки, боратовой руды, труб, ракушеблоков, леса, песчано-гравийной смеси. Средняя производительность труда увеличилась на 15%. Победителями развернувшегося в порту социалистического соревнования стали экипажи теплоходов «Север» (капитан В. Чепленок), «Плес» (капитан Джумиев), «Путеец» (Успанов), земснаряда УР-6 (Н. Леднев).

В начале 70-х годов портовики наладили работу двух кормоподъемников, электрокрана, что намного облегчило труд рабочих при съемке и установке гребных валов, обеспечило подъезд к кормоподъемнику автотранспорта. С 1972 года транзитные суда стали заправляться механическим способом в Индере и Гурьеве.

Было принято несколько рацпредложений по зачистке барж с помощью компрессора. В Гурьевском речном порту действовало научно-техническое общество, членами которого были десятки человек. Совет НТО возглавлял И. Крымов. Членами Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) были 39 человек. Экономический эффект от поданных ими 26 рацпредложений составил 12 тысяч полновесных советских рублей.

Трудовую славу порту принесли старший электромеханик плавкрана №13, кавалер ордена Трудового Красного Знамени М. Бисатов, начальники пристани Дмитрий Николашкин и Михаил Карабанов, начальник Гурьевской лоцдистанции Павел Зинухин, начальник коммерческой службы порта Аяпбергенов, капитан парохода «Доссор» Борис Ергазиев и многие другие. В конце 60-х начале 70-х годов начальником Гурьевского порта был Николай Ефименко, начальником мастерских – Олег Горшин, руководителем грузового района – Владимир Занин. Впоследствии он стал начальником порта и, работая до последних дней своей жизни, многое сделал для развития родного предприятия.

Среди капитанов судов, приходящих в Гурьев из Уральска, гурьевский рейд давно считался трудным для судоходства. Рейд имел протяженность 14 км, на которых было много опасных препятствий – мосты, водозаборные сооружения… Но самое главное препятствие – железнодорожный мост. В полноводный период высота пролета под ним составляла всего 7 метров, поэтому теплоходы проектов 911 и 911В под мостом не проходили. На буксировку баржи к месту выгрузки затрачивалось около 4 часов. Решением городских властей выгрузка грузов в черте города была запрещена, а ниже Гурьева подходящего берега для выгрузки не было. Все это требовало ускорить строительство порта на Ширине.

В 70-е годы по реке перевозились хлеб, лес, нефтепродукты, ракушка, песчано-гравийная смесь, автомашины с сеном, трубы, боратовая руда, ракушеблоки.

ПГС, добытая из русла Урала, славилась своим высоким качеством. Не случайно она была использована при строительстве Останкинской телебашни.

Партийно-хозяйственный актив в УРП. Слева направо: председатель Баскомфлота В. Мясников, начальник УРП В. Рук, второй секретарь Уральского обкома партии М. Гизатуллин, начальник Казглавречфлота Г. Багурин. 1977 г.

Уральск – город хлебный

Все чаще ПГС со дна Урала стремятся приобрести заказчики в соседних с Уральской областью регионах Российской Федерации. Но и о своей постоянной клиентуре речники, конечно же, не забывали. Например, в 1971 году ПГС со склада в Уральске приобрели 142 организации.

Объемы перевозок этого ценного строительного груза превысили 1 млн. тонн за навигацию. Это неудивительно, ведь на Урале был повсеместно внедрен передовой метод толкания барж, инициатором которого в Уральском речном пароходстве был в 1954 году капитан парохода «Застрельщик» Алексей Сусоров.

Речные караваны, в которых теплоход находился не впереди, как раньше пароход, а позади баржи, произвел на жителей прибрежных поселков очень сильное впечатление. Дело доходило до курьезов. Некоторые сельчане на спор утверждали, что теперь баржи стали тянуть пароходы. Когда они собственными глазами убеждались, что дело обстоит как раз наоборот, удивлению их не было предела.

Постепенно люди привыкли к новой технике, а речники к росту авторитета пароходства.

Свое 50-летие коллектив УРП отметил закреплением своих позиций, курсом на дальнейший рост грузоперевозок. Это был реальный расчет.

За последнее десятилетие перевозка и переработка грузов возросли в 2,5 раза, производительность труда – на 306%… Характерно,  что рост показателей, как количественных, так и качественных, произошел без увеличения численности производственно-промышленного персонала.

В год юбилея по итогам Всесоюзного социалистического соревнования коллективу пароходства было вручено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Весомый вклад в успехи речников внесли передовики и новаторы производства Б. Александров, Г. Кулагин, И. Чумаков, С. Калягин, В. Золотарев, В. Рассказов, А. Ермолаев, К.  Жанбаев, С. Романов и другие.

В 1978 году область собрала рекордный за все время урожай хлеба – 127 миллионов пудов. Причем запросы на флот для его перевозки потребовались раньше времени – в конце июля. Речники не замедлили с ответом: честь открыть хлебную линию Чапаев – Уральск было предоставлено призеру республиканского и бассейнового соревнования комсомольско-молодежному экипажу теплохода «Десна» (капитан М. Потапов). Первый хлеб торжественно встретил экипаж плавкрана №17, руководимый старшим электромехаником В. Яловым.

Портовики освоили новую, более производительную технологию загрузки через верхние люки. С этой целью были установлены две мощные нории, специальный хлебный бункер на 100 тонн – железнодорожные вагоны стали обрабатываться в два раза быстрее.

Всего за навигации 1976 и 1978 годов было перевезено более 100 000 тонн зерна.

Примечательным событием года стало начало работы учебного комбината УРП, где готовились кадры судосборщиков, рулевых-мотористов, слесарей-судоремонтников, крановщиков плавкранов, токарей, электросварщиков и судовых поваров. Возглавил комбинат Михаил Рыбалко.

(Продолжение следует)

Разгрузка зерна на втором грузовом причале

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top